Вся прелесть тишины

В детстве я не могла понять рыбаков, сидящих в лютый мороз над лунками с красными обветренными лицами и счастливыми глазами. Не очень понимала папу, часами наблюдавшего зимнее небо в телескоп на морозном балконе — его глаза тоже были счастливы. Как мне было понять сестру, выходившую, как и другие художники, на пленэр осенней нерадостной мглой, пытавшуюся уловить это состояние природы и забрать его себе на холст? Потом, «влившись» в это движение, по несколько часов гуляя по лугам с собакой, просто глядя в никуда и получая от этого спокойствие, я поняла и оценила всю прелесть одиночества.


Мои наблюдения показывают следующее: люди, даже для видимости имеющие компанию, приезжают на рыбалку, охоту, идут за грибами, путешествуют большей частью для того, чтобы побыть в одиночестве. Они уходят на время, короткое или долгое, от других людей насладиться теми состояниями, которые дает только природа, побыть с ней один на один.

О том, что люди уезжают, зачастую далеко, чтобы отвлечься от повседневности, я могу говорить, глядя на наших друзей.

Однажды у нас несколько дней гостил австралиец. Вот уж кого мы не ожидали увидеть, так это человека с такого далекого континента в не менее далеком уголке Беларуси. Он приехал к нам совершенно случайно в самую неприметную пору года — поздней осенью. Он изъездил даже Россию вдоль и поперек, и практически весь мир, который успел увидеть и языки которого смог бегло изучить. В благодарность за то, что мы его приютили и показали природу окрестностей, он не чурался никакой работы: помыть посуду — не проблема, принести дров, вынести мусор, покормить кого-нибудь, убрать. Молодой парень не мыслит себя вне путешествий. Он не придерживается общепринятых туристических «мекк». Все, что есть у него с собой, — это рюкзак, немного денег на обратный путь и непреклонный оптимизм. Больше всего здесь, в белорусской деревеньке, ему понравились ранние утра, когда на рассвете чувствуется запах разжигаемых дров в печах. Потому что в Австралии нет поздней осени, как и зимы, как и деревянных дров и чудных печей. Из этого знакомства мы вынесли такой урок: человеку надо очень мало для счастья — иногда достаточно лишь рюкзака и хорошего настроения, чтобы в одиночку обойти мир.

Другой наш постоянный гость — убежденный рыбак. Он в любое время года и в любую погоду знает, какие снасти подобрать, какую прикормку приготовить, в какое время выехать. Он знает, как ведет себя рыба на том или этом водоеме и чем она любит лакомиться. И даже если улов небольшой, рыбак будет счастлив. Потому что улов, как оказалось, — это не главное. Главное — это ощущение единения с миром, разговор с самим собой, медитация, равновесие. Порой, чтобы его достичь, человеку надо преодолеть не одну сотню километров, не один десяток лет.

Сама себя я ловлю на том, что могу подолгу смотреть на овец, как умиротворенно они пасутся, не спеша перемещаясь с места на место, выбирают траву повкуснее, учат этому ягнят. Помните, английская поговорка гласит: чтобы заснуть, надо пересчитывать овец. В хорошем английском стаде их много, обязательно собьешься, но, глядя на множество неторопливых пушистых «облаков», невольно заснешь. Наше стадо еще совсем небольшое, но и оно вполне подходит для моей сельской медитации.

К чему же все эти разговоры об успокоении, умиротворении и созерцании? Да к тому, что человеку в сегодняшнем мире просто необходимо уметь отвлекаться, иметь свою отдушину, хобби, место или занятие, где он может позволить себе раствориться, ни о чем не думать, где простая и понятная красота нашего мира, природная или рукотворная, даст повод переосмыслить отношение к проблемам.

Наш теперешний сосед Сергей — латыш по паспорту, но убежденный белорус по жизни — уникальный пример. Проработав всю жизнь в Латгалии, он приезжает с женой Ниной в нашу маленькую деревеньку, как домой. И деревенька эта в гораздо большей степени близка им, чем квартира в европейском городе. Потому что здесь земля, где их сад, пчелы, и место, где можно позволить себе отпустить все мысли. Не раз мы видели Сергея, сидящего вечерком у пчелиных домиков, любующегося закатом над белым костелом соседней деревни. Вряд ли при этом его заботят размышления о недешевых латвийских коммунальных услугах при невысокой пенсии. Нет, подобным мыслям нет места в такие моменты. Он просто наслаждается закатом под успокаивающий гул пчел, спешащих занять свое иерархическое место в деревянном домике.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter