Люди, перенесшие ковидную пневмонию, нуждаются в психологической реабилитации: специалисты рассказали, почему так важно поскорее восстановить эмоциональный тонус

Вся палитра ярких красок

Еще в прошлом году во время первой волны заболеваемости коронавирусом врачи в разных странах стали говорить о негативных изменениях психики после перенесенного COVID-19: у пациентов чаще всего появляются тревожность, депрессия и нарушение сна. Сегодня и у белорусских медиков накопился опыт наблюдений и реабилитации подобных больных. В РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, где на сегодняшний день прошли восстановительное лечение более двух тысяч пациентов после коронавирусных пневмоний, корреспонденту «Р» рассказали, как отражается настроение на функции легких, все ли пережившие подобную инфекцию нуждаются в помощи психолога и психотерапевта и можно ли самому снять эмоциональное напряжение.

Дыхательная гимнастика помогает не только вернуть утраченные дыхательные функции, но и поднять тонус организма, успокоить нервную систему, восстановить сон.

А сна ни в одном глазу

63-летний минчанин Семен Александрович, бывший сотрудник службы охраны (фамилия не указана из этических соображений. — Прим. автора) завтра выписывается из центра. Позади двухнедельный курс медицинской реабилитации после пневмонии, ассоциированной с COVID-19. Выглядит «демобилизованный» бодрым и говорит, что удовлетворен динамикой своего самочувствия.

 У мужчины, выражаясь медицинским языком, весьма отягощенный анамнез. Он перенес тяжелые сочетанные травмы, последствиями которых стали нарушение работы нервной, костно-мышечной и других систем. Пережил 11 операций — прием обезболивающих и других препаратов стал для него обычным делом. Из-за медикаментозной нагрузки первые симптомы коронавирусной инфекции Семен Александрович не заметил, а небольшой подъем температуры списал на нервы. 

— Собрался было к стоматологу «чинить» поврежденную челюсть, вышел на улицу — вдруг в глазах потемнело, голова закружилась, ноги подкосились, — вспоминает события 40-дневной давности Семен Александрович. — Оказалось, температура подскочила до 40, а уровень насыщения кислородом крови упал до 91. С двусторонней пневмонией пролежал в стационаре на кислородной поддержке две недели. 

После выписки из больницы помимо одышки и слабости, характерных для всех пациентов после вирусной пневмонии, одолела Семена Александровича настоящая напасть — сутками не мог спать. Причем не помогали ни прием снотворных средств, ни даже транквилизаторы.

— Ночь напролет я сидел, облокотившись на высокие подушки, — рассказывает Семен Александрович. — Сна ни в одном глазу, дурные мысли в голову лезут, душу сверлит нарастающая тревога. Состояние жуткое. Но мне посчастливилось попасть на реабилитацию в РНПЦ медэкспертизы и реабилитации. Видимо, мое состояние было для спецов очевидным — уже на первом занятии дыхательной гимнастикой инструктор ЛФК посоветовала мне индивидуальную консультацию психотерапевта. 

Как только Семен Александрович оказался в кабинете психологической разгрузки, в котором выключили свет и зажгли аромалампу с успокаивающими эфирными маслами, он настолько расслабился, что уснул прямо в кресле. А спустя 14 дней ежедневных занятий дыхательной гимнастикой, индивидуальной и групповой психотерапией сон полностью восстановился, ушли тревожность и раздражительность, вернулось ощущение бодрости.

Тревожность, депрессия — враги выздоровления

Все пациенты, после коронавирусных пневмоний поступающие в РНПЦ на реабилитацию, проходят тестирование по госпитальной шкале тревоги и депрессии. Примерно у 30–40 процентов показатели превышают норму. 

— Кроме этих симптомов, пациенты жалуются на бессонницу (неудовлетворительное качество и количество сна), психическое и физическое истощение, различные опасения — смерти, общественного транспорта, общения с людьми и посещения магазина, страх от недостатка информации и боязнь не справиться с нагрузками,
— рассказывает врач-психотерапевт центра Елена Сироткина. — По данным итальянских коллег, примерно у 42 процентов пациентов после коронавирусной инфекции возникает тревога, у 40 — бессонница, у 31 процента — депрессия, у 28 процентов — посттравматическое стрессовое расстройство. Наш опыт наблюдений показывает примерно такое же соотношение. Только посттравматическое стрессовое расстройство мы наблюдаем существенно реже. Степень выраженности проблем бывает и такая, что одними психолого-психотерапевтическими методиками не обойтись, приходится назначать лекарственные препараты, чтобы снизить тревогу и эмоциональное напряжение.

Далекие от медицины люди нередко психологические нарушения считают несерьезными, и зря. Если патологические состояния после ковида не корректировать, могут развиться различные фобии, тревожные и депрессивные расстройства. Да и на скорое восстановление функций организма рассчитывать не стоит. 

— Главное условие восстановления после тяжелой инфекции — мотивация на активное участие в реабилитации, на желание выздороветь, стремление вернуться к прежней жизни, а с нулевым настроением это очень сложно, — аргументирует Елена Сироткина. — Что такое настроение? Это наш иммунитет! 

Механизм простой. Любая вирусная инфекция вызывает психосоматические расстройства. Организм истощается: резко уменьшается количество питательных веществ, витаминов, микроэлементов, потому что все они были направлены на борьбу с инфекцией. Соответственно, возникает недостаток ресурсов, потраченных в течение болезни, из-за чего в итоге страдает нервная система. Это очень важно с учетом того, что у перенесших ковид, как правило, еще и сниженный аппетит. Одна наша пациентка вообще ничего не могла есть. Вирус так извратил ее обоняние и вкус, что любая еда, в том числе когда-то любимые ею блюда, имела вкус и запах… фекалий. Откуда в таком случае брать резервы на восстановление? 

Замечено: психологические нарушения не зависят от степени тяжести вирусной инфекции. Нередко пациенты с обширным поражением легких и длительной кислородной поддержкой более позитивно оценивают свои ресурсы и настроены конструктивнее, чем те, у кого ковид протекал достаточно легко. Как показывает опыт РНПЦ, вероятность развития психологических проблем после данной болезни также мало зависит от возраста, пола, социального статуса, а больше определяется личностными особенностями конкретного человека. Как правило, тревожно-мнительные пациенты сложнее других преодолевают последствия вирусного заболевания. Соответственно, и времени на возвращение к прежней жизни им потребуется заметно больше. Существуют так называемые «золотые часы реабилитации». Чем быстрее после возникновения какой-то проблемы вы обращаетесь за помощью, тем больше вероятность, что она не перерастет во что-то хроническое, не будет осложнений.

Сеанс индивидуальной психотерапии в кабинете психологической разгрузки.

Легкие дышат лучше, если невроза нет

Елена Сироткина приводит еще один аргумент важности работы над психологическим статусом:

— По данным научных исследований, чем выше уровень тревожности, раздражительности, конфликтности пациента, его невротизации, тем ниже скорость проходимости бронхов. То есть правильная психологическая настроенность пациента и дыхательные упражнения, которые обязательно входят в индивидуальную программу реабилитации после коронавирусных пневмоний, помогают человеку скорее «раздышать» легкие, вернуть утраченные дыхательные функции, поднять тонус организма, успокоить нервную систему. Поэтому мы и практикуем комплексный подход в реабилитации, когда совмещаются физиотерапия, дыхательная гимнастика и такие методы психотерапии, как когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмотивная психотерапия, техники работы с травмой, тренинги релаксации. После выписки пациенты должны продолжать заниматься своим внутренним состоянием самостоятельно — они уже обучены азам снятия эмоционального напряжения, управления стрессом, сохранению самообладания и снижению риска бессонницы. Главное — верить в то, что все будет хорошо.

КОММЕНТАРИЙ

Светлана Козлова, заместитель директора РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации:


— За прошлый год в нашем центре прошли восстановительное лечение 1305 пациентов после пневмоний, ассоциированных с COVID-19. За текущий период 2021 года — еще 832 человека. Примерно у 80 процентов наблюдаются те или иные психологические нарушения, которые необходимо корригировать. Практика показывает: в большинстве случаев они поддаются комплексному терапевтическому воздействию.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter