Вся классика осени

Завтра в Минске открывается очередной VII Международный фестиваль Юрия Башмета


Завтра в Минске открывается очередной VII Международный фестиваль Юрия Башмета. Казалось бы, еще вчера мы не верили свалившемуся по осени нам в руки меломанскому счастью: неужели действительно, правда ли такое возможно? Да, реально! И мало еще! Чего только за эти годы не происходило на фестивале Юрия Абрамовича и его верного оруженосца Ростислава Кримера. И воздушные акробаты над симфоническим оркестром в цирке летали, и с роковым Святославом Вакарчуком маэстро Анисимов при аншлаге во Дворце спорта играл, и Гидон Кремер высекал слезы из филармонической публики своим виртуозным смычком. Все, кто заходил на огонек, попадали под гипноз праздника. Потому что международный фестиваль Юрия Башмета в Минске — это территория парадоксов, поле чистого искусства, остров отдохновения, где все возможно и каждый здесь может стать счастливым.

МИНСК — ГОРОД ПРЕМЬЕР

Сразу две музыкальные премьеры прозвучат в этом году в программе. Одно произведение впервые будет исполнено в Беларуси, второе — впервые в СНГ. Первое — симфоническая поэма всемирно известного грузинского композитора Гии Канчели «Стикс» для альта, хора и симфонического оркестра, написанная специально для Юрия Башмета много лет назад (дружба двух музыкантов исчисляется не одним десятком лет). Написана поэма так классно, что давно стала главной в репертуаре любого более–менее приличного альтиста, выступающего сольно. Сыграешь «Стикс» — считай, попал в высший эшелон солистов. Так сложилось, что в Беларуси это произведение Канчели ни разу не исполнялось.

Второе премьерное произведение — Концерт для гобоя с оркестром Родиона Щедрина, давно покорившее Берлин, Париж, Амстердам, но обходившее стороной площадки концертных залов СНГ. И вот в этом году концерт сначала прозвучит в Минске, а только потом в Москве. Действительно, есть чем гордиться. Исполнит его солист «Консертгебау» — знаменитого концертного зала Амстердама — профессор Женевской музыкальной академии Алексей Огринчук.

27 сентября гостем фестиваля в день премьеры «Стикса» в Белгосфилармонии станет сам автор — композитор Гия Канчели — живой классик, одинаково понятный и поклоннику картин Георгия Данелия «Мимино», «Паспорт», «Слезы капали», «Кин–дза–дза», и любителю больших симфонических форм. Его произведения играли Башмет, Кремер, Ростропович и другие великие музыканты. С 1995 года Канчели живет в Бельгии и давно любим тамошней публикой.

КСЕНИЯ, ДОЧЬ ЮРИЯ

Говорите, на детях талантливых людей природа отдыхает? Ничего подобного. Убедитесь сами: 27 сентября вместе с отцом, Государственной хоровой капеллой им. Ширмы и Государственным академическим симфоническим оркестром Беларуси под управлением главного дирижера филармонии Татарстана Александра Сладковского выступит пианистка, лауреат международных конкурсов Ксения Башмет.

Музыкой Ксюша занимается с 5 лет и уже в 10–летнем возрасте впервые выступила за рубежом — на детском фестивале в Нью–Йорке. Выпустила два компакт–диска. Выступала с концертами в странах Европы, Японии, США, Израиле. Ее партнерами, кроме отца, были Гидон Кремер, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Александр Князев, Вадим Репин.

СКРОМНОСТЬ ЗВЕЗДЫ

29 сентября на арене Белгосцирка состоится, пожалуй, самый экстравагантный концерт программы «Классика встречает джаз». Всемирно известный скрипач Жан–Люк Понти, променяв суету Прованса и вечные сквозняки Биаррица на уютную арену белорусского цирка, отметит здесь свой 70–летний юбилей.

Интересно, а выставляла ли звезда мирового джаза г–н Понти, работавший вместе с Элтоном Джоном и Фрэнком Заппой, некий особый райдер? Малиновые занавески на окнах, яблоки определенного сорта, лимузин четко оговоренной длины?
Художественный руководитель фестиваля Ростислав Кример опровергает миф о капризах мировых звезд:
— Нет. Никаких особых требований ни Канчели, ни Понти во время пребывания в Минске не выдвигали. Все–таки наш фестиваль — это место встречи друзей, а не шоу–бизнес, где принято самоутверждаться за чужой счет. Для нас главное — музыка, которая идет от сердца к сердцу.

ШИШКОВ — СОЛИСТ КОРОЛЕВСКОГО ПОЛЕТА

Конечно, нельзя пропустить в этом году и выступления солистов Берлинского симфонического оркестра, народного артиста СССР Виктора Третьякова, «Авив–квартета» из Израиля... И все же придите 3 октября в Белгосфилармонию, чтобы поддержать нашего музыканта, известного скрипача Артема Шишкова, недавно ставшего лауреатом самого крупного и престижного мирового музыкального конкурса имени королевы Елизаветы.

Артему будет приятно, да и нам тоже полезно испытать гордость за своего солиста такого уровня.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Художественный руководитель фестиваля Ростислав Кример.
— Ростислав, как удалось сформировать такую солидную программу?
— Конечно, артисты в этом году у нас собрались совершенно замечательные. И понятно, что такая программа формировалась не за один день, а годами. Одно имя Понти чего стоит. И то, что он доверяет нам сыграть концерт в свой день рождения, огромная честь. Они, кстати, во многом похожи с Юрием Абрамовичем: Башмет первым сделал альт солирующим инструментом, а Жан–Люк Понти первым в мире соединил скрипку и джаз.
— В этому году вы отдали предпочтение чистой классике, нет экспериментов, как в прошлом году, когда «Океан Ельзи» играл с симфоническим оркестром...
— Подождите, как это нет экспериментов? А выступление Понти и его бэнда в цирке? По–моему, это самый настоящий экшн. Рока в этом году действительно нет. Зато есть джаз самой высокой пробы.

СПРАВКА «СБ»

Жан–Люк Понти родился 29 сентября 1942 года в городе Авранш (Франция) в семье классических музыкантов. Отец учил его играть на скрипке и кларнете, а мать на фортепиано. В 16 лет он поступил в национальную консерваторию Conservatoire National Superieur de Musique de Paris, в которой два года спустя получил диплом с самым высоким вознаграждением этого учреждения — Premier Prix. После этого успеха его пригласили в один из главных симфонических оркестров Франции Concerts Lamoureux, в котором он играл впоследствии в течение трех лет.

В ТЕМУ

Уникальный музыкальный инструмент Артема Шишкова — скрипка работы Андреа Гварнери 1673 года была приобретена по поручению Президента при поддержке Министерства культуры и Белорусской государственной академии музыки.
Выбор в пользу приобретения этого инструмента сделал сам Артем, участвовавший в его закупке в Лондоне у фирмы «Флориан Леонард».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter