Дачники из Смолевичского района жалуются на плохую дорогу

Встряска на дороге

У деревни Сутоки красноречивое название. В красивейшем уголке Смолевичского района сливаются три реки — Усяж и Цна впадают в Гайну. Выбирая более чем 35 лет назад это место для садовых товариществ, работники БелАЗа, трикотажной фабрики «Свитанок», предприятия «Белэнергострой» и не помышляли, что будут возить урожай два километра в буквальном смысле на себе. Дальше деревни автобус не идет, а от участков еще топать и топать с тележками, набитыми овощами, фруктами, ягодами, продуктами и личными вещами. А дачники сейчас — в основном пенсионеры.


Первое время из Жодино пускали транспорт прямо до летних домиков. Но теперь рейсы отменили, в автопарке говорят: «Не хотим убивать подвижной состав». Дело в том, что по пути есть старый асфальт, проложенный еще в советское время за средства предприятий, работники которых построили здесь дачные домики, а перед ним — полтора километра гравийной дороги–гармошки, где машины трясет, словно на вибротренажере. Сюда перестали ездить маршрутки, даже таксисты отказываются везти пассажиров по «гофрированному» полотну. Они знают, что дорога буквально через неделю после прохождения грейдера снова покрывается «гребенкой», машины быстро ломаются, а их ремонт намного дороже, чем какая бы ни была прибыль.

Заканчивается сезон, а урожай привезти домой не на чем. Садоводы–любители из товариществ «Чайка–81» и «Энергостроитель» написали об этом в редакцию нашей газеты: «Несколько лет назад был сделан объезд деревни Сутоки, но довести его до надлежащего вида не смогли. Мы не против принять участие в строительстве дороги, но никто не хочет нам помочь ни материалами, ни техникой».

Нашим проводником к месту дислокации трех садовых товариществ была Елена Погонцева, председатель одного из них — «Чайки–81».

— Обратите внимание, как заросла обочина подъезда от автодороги Прудище — Сутоки к нашим дачам, — показывала Елена Петровна. — Обрезку кустов ни разу не делали, не проходили откосов, из–за чего встречные машины не могут разминуться. Ямочный ремонт сделали некачественно. На просьбу почистить придорожную полосу от обслуживающей организации ДРСУ–123 ответа так и не получили. А ведь в этом массиве около двух тысяч участков.

В незавидном положении оказались моторизованные дачники. Каждая поездка — стресс для водителя. Радислав Щербинин тридцать лет владеет наделом в СТ «Чайка–81»:

— Шаровую опору меняю через полгода. Раньше ездили по деревне, пока там мост не завалился. Сделали объезд, построив другой мост, по гравийке, которая раньше упиралась в речку. Ничего не скажешь, добротный. Проложили также водоотводную трубу, потому что раньше дорогу подтапливало. Спасибо, конечно, но все–таки этот участок надо доделать до конца.

На такой трясучке может расшататься любое крепление, сдвинуться с места даже мотор, подвеска может выскочить, рулевая тяга — и аварии не избежать, ведь машина станет неуправляемой, рассуждают водители. Предприниматель, доставляющий товар на микроавтобусе в свой торговый киоск на территории дачного поселка Сутоки, пожаловался, что каждый раз надо подтягивать болты–гайки.

Наталья Лешневская, председатель этого садового товарищества, озабочена:

— Люди постоянно жалуются. На гравийном участке произошло в последние два–три года несколько серьезных аварий. Перевернулись две машины, а у нашей дачницы полностью сгорела «Хонда».

Дело в том, что в одном месте гравийка уходит вниз, а рядом — кювет. Водитель стала резко тормозить, видя, что автомобиль может выбросить на обочину. От искры при торможении загорелся бак. У соседа Натальи Васильевны перевернулся пикап, потому что его стало заносить от тряски. Полотно сильно накренено, подсыпать его надо регулярно, чтобы усилить грунт, а не превращать грейдерами в корыто. Дорогу к тому же эксплуатирует грузовой автотранспорт птицефабрики, лесхоза, и она быстро разбивается, становясь зыбучими песками. Только профилирования — даже четыре и пять раз за сезон — недостаточно.

Люди гадают: может, в складчину купить асфальтогранулят и подсыпать этим недорогим материалом проблемный участок? Наталья Лешневская предлагала в ДРСУ–123, где на обслуживании этот подъезд, такой вариант, но ее предупредили: «Без нас не имеете права даже прикасаться к дороге». А вот председатель Смолевичского райисполкома Михаил Загорцев, когда была у него на приеме, сказал, что инициатива дачников будет только приветствоваться.

— Но инициировать ремонт надо все же местной власти, чтобы люди отозвались, ДРСУ дало технику и провело работы, — полагает Наталья Васильевна.

Пока от дорожников приходит один ответ: «Ремонтное профилирование выполняется в соответствии с нормативами, а устройство защитного слоя покрытия на гравийном участке не предусмотрено». Так и гоняют, считай, вхолостую технику, сетуют дачники:

— Гладят песок без толку. Чем впустую четыре раза в год пускать грейдер, лучше сделать один раз основательно и добротно. Пусть дорога будет грунтовой, но приведите ее в надлежащее качество, чтобы можно было безопасно ездить. Как говорят, пусть бедно, но чисто.

Мы обратились за комментарием, что можно сделать в данной ситуации, к первому заместителю председателя Смолевичского райисполкома Руслану Михалевичу:

— Можно или нет отремонтировать дорогу таким способом, надо обсуждать совместно со специалистами. Конечно, работы должно провести ДРСУ. Со своей стороны поможем решению проблемы садовых товариществ.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter