В зале почти одни школьники. Несколько мужчин играют в «Танки». Час игры — три рубля.
Лихие нулевые
В 2001 году Денис Богуш, 24-летний предприниматель, открыл свой компьютерный клуб. Скопил денег, торгуя на рынке на стадионе «Динамо». С другом сложились на стартовый капитал — вышло около 30 тысяч долларов. На них закупили 40 компьютеров и арендовали помещение.— В начале нулевых в Минске было около сотни компьютерных клубов, — вспоминает Денис Богуш. — Позволить себе домашний компьютер могли единицы. Основными клиентами были школьники. Играли офлайн или по локальной сети, про сражения в интернете и речи не шло. Он был дорогой и медленный. Появился интернет в нашем клубе только в 2005-м. Тогда я понял, что потенциал за киберспортом.
Денис БОГУШ.
От мала до велика
Клуб работает и сегодня, в зале по-прежнему стоит 40 компьютеров. Только за 19 лет многое изменилось. Сносный компьютер можно купить на одну среднюю зарплату, интернет дешевый. Кто же сейчас ходит в компьютерные клубы? В зале почти одни школьники. Несколько мужчин играют в «Танки». Час игры — три рубля.— В месяц клуб приносит до трех тысяч долларов — выходим на самоокупаемость, но не более, — уточняет Денис Богуш. — В классическом понимании клуб перестал существовать. Сейчас это техническая база. Машины собраны по мировой спецификации для проведения турниров.
В месяц клуб приносит до трех тысяч долларов.
Мощное железо выдает запредельное количество кадров в секунду для плавной и в то же время динамичной картинки, которую передает 240-герцевый монитор. Поэтому все клиенты клуба играют на профессиональной технике, сидя в креслах, которые не дадут устать спине и рукам за часы сражений в интернете. Вся сборка стоит чуть более двух тысяч долларов. Каждые два года железо нужно обновлять. Получается бег по кругу: что заработал, то и потратил на обновление.
Академия геймеров
— Проводим восемь турниров в год по играм Counter-Strike, Dota 2, FIFA, — объясняет Денис Богуш. — В следующем году добавятся еще и мобильные дисциплины. Призовые за победу — 1500 долларов на команду, в одиночных дисциплинах — 800 долларов.Прямые трансляции турниров — это еще одна возможность заработать: на рекламе, чаще всего нативной, интегрированной в геймплей. Спонсоров в киберспорте в достатке. В основном это производители товаров для подростков: энергетических напитков, чипсов, сухариков. Но аудитория взрослеет, поэтому в киберспорт постепенно приходят спонсоры посерьезнее. Например, автомобильные бренды.
Новое поколение геймеров готовят в специальных классах на базе средней школы № 182 и ДОСААФ. В игре Assetto Corsa один в один перерисован гоночный трек в «Стайках». Детвора может проехать трассу в виртуальном кокпите с сопротивлением на руле, выставленной температурой асфальта и давлением в шинах.
Развивается в нашей стране и такое экзотическое направление, как кибертуризм. Пока в Беларусь большими дружными командами приезжают игроки из Казахстана и России: спортсмены, менеджеры, диетологи, массажисты. Казахи, например, едут к нам выступать на турнирах. Они географически расположились меж Европой и Азией, поэтому на серверах большой пинг — задержка сигнала. Потенциал у белорусского киберспорта значительный, при должной поддержке это направление весомо укрепит бюджет страны.
ikras@sb.by