Встретились два письма

А объединяет двух авторов, Римму Болохнину из деревни Семково и Лидию Лукьянову из Швабов, стремление докопаться до сути: как и кто должен стать опорой современного белорусского села? И почему некоторые деревни вроде и на работников не бедны, а работать в них не особо-то и хотят?

Так получилось, что нижеприведенные послания, на одну, кстати, серьезную тему — сохранения белорусских деревень, приумножения их населения, — пришли из одного и того же района — Логойского

А объединяет двух авторов, Римму Болохнину из деревни Семково и Лидию Лукьянову из Швабов, стремление докопаться до сути: как и кто должен стать опорой современного белорусского села? И почему некоторые деревни вроде и на работников не бедны, а работать в них не особо-то и хотят?

Земля Сашу слышит

ОДНОСЕЛЬЧАНИНУ  механизатору Саше Буйницкому недавно исполнилось 45 лет. Да, столько годков уже живет на Земле такой человек. Не очень разговорчивый, мне кажется, чаще он не болтает попусту со всяким встречным, а доверительно «разговаривает», общается с родной землицей. И она как будто бы слышит его, подсказывает, как и когда лучше пахать, убирать.

Буйницкий — механизатор от Бога. Самую новую и сложную технику ему доверяют. Знают — не подведет!

Даже в трудные времена, когда многие односельчане подались в город, Саша не оставил Семково. Создал тут крепкую, хорошую семью. Жена Леночка заведует здесь сельской библиотекой. Настоящий массовик-затейник — радует местных не только книжными новинками, но и всякими задушевными концертами, встречами. Дети Буйницких, Полина и Роман, подросли незаметно. Девушка стала медработником, а парень отслужил в армии, но, уверена, и на гражданке не потеряется! Устроился на нелегкую работу помощника машиниста тепловоза — отвечает за пассажиров. Ну а старейшина этой дружной семьи — бабушка, которой уже 85. Тепло и уютно ей рядом с детьми, внуками. Наверное, на таких семьях, как Буйницкие, и держится наша деревня…

Римма БОЛОХНИНА,

жительница деревни  Семково Логойского района

Самое время браться за небольшие деревни

ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые сотрудники «БН»! Я провинциалка не только по рождению, но и по духу. Почти всю жизнь провела на селе и, анализируя собственные наблюдения, могу сказать: многое зависит от самого человека, от его оптимизма, от того, как настроен по отношению к собственной жизни и к другим людям.

По-моему, деревня — это здорово! Не могу без нее… Как-то прожила три года в городе, но уговорила мужа вернуться в село. У нас, родившихся и выросших в деревне, посвятивших ей жизнь, душа болит за нее сильнее, чем у кого-либо. И коль уж совсем откровенно, то далеко не все зависит от конкретных сельчан — сколько бы ни трудились они, а все равно процветающих, с плюсовой демографией деревень у нас в Беларуси не так и много.

В чем же дело? Были времена, когда почти в каждой «вёсачцы» хватало населения разных поколений. Не вся молодежь уезжала из сел учиться в вузы (не то что теперь). Кроме того, приезжали на отработку молодые специалисты и закреплялись в селах. В семьях — по двое-трое, а то и больше детишек. Свадьбы играли едва ли не каждые выходные. Очередь на жилье была…

Тем временем в городе рождалось не так и много детей. Прирост населения шел за счет приезжавших из деревень переселенцев. Оно и понятно: городу позарез нужны были рабочие руки на заводы, фабрики. Вот сам собой вырисовался вариант: открыть сельчанам большие городские перспективы! Дать работу с восьми до пяти — строго, обеспечить местами в общежитиях, а со временем переселить в благоустроенные квартиры. Хлынула активно деревенская молодежь в город. Условия жизни, более цивилизованные, манили, да и заработки-то там повыше сельских.

А после спохватились: разве не переборщили? Деревни почти опустели, значит, нужно как-то обратный процесс запускать? То есть заманивать городских обратно в село? Благо есть построенные по госпрограмме коттеджи. Но вот в чем загвоздка: сравнив городскую жизнь и сельскую, молодежь не сильно торопится вернуться на «бацькаўшчыны»: там же пахать нужно от зари и до зари, рабочий день ненормированный, выходные — как получается...

Так и не наблюдается притока людей в еще существующие деревни. Да, есть такие, где по 5—7 дворов осталось, но имеются, где и по сотне-другой. Думается, в основном закончив с благоустройством агрогородков, стоит теперь повышенное внимание уделить таким вот «промежуточным» селам. Иначе те очень быстро перейдут в разряд 5—7-дворовых. А это уже путь к угасанию.

Понятно: нужно поддержать, но что у нас иной раз получается? Есть две деревни: в одной меньше чем полсотни школяров, а в другой — больше. Начинают сокращать учебные заведения. Попутно присоединять один из местных СПК к другому, соседнему. И что в итоге? Нередко школа, где меньше детей, оказывается не закрытой, а та, где больше, перестает работать. А, может, всего-то и нужно  всмотреться в корень проблемы? Попытаться создать в захиревшем СПК мало-мальски сносные условия труда — авось люди не разбегались бы, да и школу удалось бы спасти от закрытия?

И еще один больной вопрос, не дающий нам, сельчанам, покоя. Речь о так называемых сельских «бичах». Столько относительно молодых людей в деревнях буквально «прячутся» от работы! Жизнь выбросила их из города, но и к селу они как следует не приросли. Вернулись, однако, к пожилым родителям и за их счет живут. Тех понять можно — свое чадо, не выгонишь. Хорошо, если живут тихо-мирно, помогают по хозяйству… Но таких мало: все больше пьют, дебоширят, не дают покоя ни родным, ни, случается, односельчанам. Где закон, который бы помог пристроить всех трудоспособных к какому-либо делу? Конечно, чтобы трудоустроить, мало просто загнать на некую там работу. Нужно, чтобы в деревне, пусть и немного, но регулярно создавались рабочие места…

Лидия ЛУКЬЯНОВА,

жительница деревни Швабы Логойского района

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter