Встречные курсы

Вчера, после легкого понижения на 20 пунктов в понедельник, рубль продолжил укрепляться по отношению к доллару...

Вчера, после легкого понижения на 20 пунктов в понедельник, рубль продолжил укрепляться по отношению к доллару. По итогам торгов на дополнительной биржевой сессии цена американской валюты снизилась на 40 пунктов — до 7.610 рублей за доллар. А на основной сессии курс доллара вырос на 2 рубля — до 5.750 : 1. Таким образом, официальный и рыночный курсы продолжают сближаться. По оценкам Нацбанка, они могут сойтись в одной точке через месяц–полтора. Что думают эксперты?


Раньше в качестве возможного срока выхода на единый курс назывались 20–е числа октября. Сейчас процесс, судя по всему, отодвигается на ноябрь. Почему? Замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Александр Готовский делится своим видением: «Вероятно, были надежды, что на дополнительной сессии доллар будет падать более стремительно. И к концу октября рыночный курс снизится до 6 — 6,5 тыс. рублей за 1 доллар. Однако динамика не такая быстрая, и поэтому видим, что Нацбанк на этой неделе более широкими шагами повышает официальный курс». С понедельника на вторник он, например, изменился на 64 рубля. Сближение «снизу», таким образом, ускоряется.


А насколько курс на допсессии отвечает рыночному спросу и предложению? По словам А.Готовского, в ближайшие дни будет опубликована статистика Нацбанка по золотовалютным резервам. «Она может дать ответы на многие вопросы. Как и за счет чего изменялись ЗВР? Если действительно Нацбанк прикупал валюту на дополнительной биржевой сессии, поскольку предложение превышало спрос, значит, курс абсолютно адекватный. Кроме того, пополнение ЗВР — хороший сигнал для всей экономики».


Мой собеседник отмечает: в спокойные, не пиковые месяцы прошлого и этого годов Нацбанк ежемесячно тратил из резервов 150 — 200 млн. долларов. Чтобы поддержать сложившийся уровень потребления. «Говоря просто, валюта тратилась, чтобы не снижать тот уровень жизни, на который мы объективно не заработали. Так было в конце 2010 года, начале 2011–го. Сейчас мы за это рассчитываемся. Уровень потребления стал ниже, чем он мог бы быть. То есть наблюдается перекос в обратную сторону. Поэтому очень интересно, как менялись ЗВР в сентябре. Если они понемногу начали прирастать, то это создает здоровый задел для пропорционального повышения доходов. Постепенного улучшения уровня жизни».


Ключевым фактором для нашего валютного рынка, подчеркивает экономист, является динамика экспорта: «Важно, чтобы положительное сальдо внешней торговли стало устойчивой тенденцией». Кстати, по данным Минэкономики, чистое поступление от экспорта за август составило около 400 млн. долларов. Такие же объемы ожидаются в сентябре. Александр Готовский обращает внимание: «Важно, чтобы это были не просто товары, которые пересекли границу и отразились в экспортной статистике, а реальная валюта на счетах». Кстати, об этом, выступая в Совете Республики, говорила Председатель Нацбанка Надежда Ермакова. Проблема возврата в страну валюты за отгруженный товар сохраняет актуальность.


И еще одна финансовая новость этой недели. Сбербанк подтвердил предоставление Беларуси кредита на 1 млрд. долларов. По мнению экспертов, эти деньги могут быть полезны в случае, если Нацбанку потребуется проводить валютные интервенции для поддержания курса рубля.


Кстати, российскому Центробанку сейчас самому приходится тратить значительные средства, чтобы поддержать собственный рубль. За сентябрь им было продано на валютном рынке около 8 млрд. долларов. Тем не менее российский рубль потерял прежние позиции: за два последних месяца он снизился к бивалютной корзине (евро, доллар) на 11 процентов. Московские СМИ пишут, что население в России спешно переводит рублевые вклады в валюту. А это еще больше усиливает давление на валютный рынок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter