
Образование единой транспортной системы предусмотрено договором «О создании Союзного государства» 1999 года. Тогда же была утверждена союзная программа по унификации регулирования транспортного рынка. Новый импульс формированию единого транспортного пространства придал в 2021 году Декрет «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства». Продолжением темы и стало белорусско-российское соглашение о международных автомобильных перевозках. Согласно протоколу договоренность вступит в силу через 30 дней после завершения формальностей. Но эксперты обеих стран уже активно обсуждают новые перспективы сотрудничества, связанные с выравниванием условий хозяйствования. По их мнению, соглашение приведет к росту заработков, созданию новых рабочих мест, сокращению издержек на доставку товара и цен на них.
— Оно направлено на совершенствование международно-правового регулирования двустороннего сотрудничества, позволит создать благоприятные условия для перевозчиков двух стран, — отметила член комитета Совета Федерации по международным делам Наталья Никонорова.
Каботажные перевозки сделают для белорусов работу на российских направлениях более рентабельнойВ числе основных новаций — постепенная отмена к 2030 году разрешительной системы в отношении перевозок грузов в третьи страны и из них. Документ регламентирует вопросы перевозки пассажиров и грузов по территории Союзного государства в двухстороннем сообщении, транзитом, а также каботажные автомобильные перевозки грузов.
— В итоге у Беларуси появились реальные перспективы значительно увеличить экспорт логистических услуг, — считает председатель совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрей Смоляр. — В области международного автомобильного транспорта у нас сильные позиции. Мы выходим на рынок Китая, работаем практически со всеми азиатскими странами. Также развиваются перевозки между Беларусью и Россией. Новое соглашение позволяет осуществлять каботажные перевозки. Активно движемся в этом направлении.
Разрешения на каботаж белорусские перевозчики ждут с тех пор, когда в противовес западным санкциям резко активизировались торгово-экономические отношения со странами азиатского региона. Гнать многотонный грузовик порожняком на такие расстояния разорительно, поэтому так важно для белорусских перевозчиков доставлять грузы не только в дальние страны, но и на обратном пути по России.
— Каботажные перевозки сделают для белорусов работу на российских направлениях более рентабельной, — подчеркнула директор компании-представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко. Впрочем, аналогичные права в Беларуси предоставляются и российским перевозчикам.
Все это — конкретный результат союзной интеграции и в то же время действенный ответ на западные санкции в отношении Беларуси и России. Напомним, они напрямую затронули международные автоперевозки. Отрасль, приносившую Беларуси почти половину выручки от экспорта услуг, пришлось серьезно перестраивать. Тем не менее, судя по статистике, автоперевозчикам удалось адаптироваться к новым временам за счет переориентации на другие рынки. Так, в 2023 году ввоз товаров в страну из Евросоюза сократился более чем наполовину, зато их поток с восточного направления увеличился в 2,3 раза. Аналогичная тенденция наблюдается и по экспорту. В 2024‑м белорусские субъекты хозяйствования увеличили международные автоперевозки на 10 %.
А транспортный комплекс Союзного государства в целом еще в начале декабря того же года превысил основные показатели за весь 2023 год, отметили в Минтрансе России. Белорусско-российское сотрудничество развивается во всех сферах транспорта и логистики. В единой связке осуществляют двухсторонние и транзитные перевозки Транссибирская железнодорожная магистраль, БАМ, Белорусская железная дорога. В итоге из Шанхая в Минск товары доставляются за 40 — 50 дней, что в разы меньше, чем морским путем. Нужно доставить груз еще быстрее? Для этого Беларусь и РФ осуществляют прямые авиарейсы из Китая.
Также Беларусь нарастила экспорт нефтепродуктов, минеральных удобрений, лесопродукции и многого другого через 20 российских морских портов, откуда товар следует в десятки стран. Тысячи жителей Союзного государства пользуются возобновленным железнодорожным сообщением между Смоленской и Витебской, Псковской и Витебской областями, скоростным поездом «Ласточка» по маршруту Москва — Минск, новыми авиалиниями между Минском и Самарой, Ульяновском, Челябинском, Махачкалой, Москвой и Брестом, Санкт-Петербургом и Гомелем. Реализуется совместный план мероприятий по совершенствованию автомобильных дорог, продолжается цифровизация грузоперевозок — все это говорит о динамичном развитии единой транспортной системы Союзного государства.
sob@sb.by