Встречное движение

Какие изменения ждут водителей на белорусско-российской границе?

Какие изменения ждут водителей на белорусско-российской границе?


Новость о том, что оформление временного ввоза транспортных средств из Беларуси на территорию России в ближайшее время может быть отменено, многие водители восприняли с радостной надеждой. О том, что между правительствами двух стран достигнута соответствующая договоренность, сообщил министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский. «Правда, данное решение пока не формализовано. Осталось принять соответствующие нормативные акты, для того чтобы оформить эти договоренности», — уточнил министр.


А как наши автомобилисты пересекают границу сейчас? Корреспонденты «СБ» решили разобраться в действующей процедуре самостоятельно.


Перед самой границей с Россией на популярной трассе Брест — Москва автомобильный поток разделяется на три части. Фуры покорно становятся в очередь, большинство легковых машин въезжает на территорию Смоленской области, никуда не сворачивая, но кое–кто (наиболее информированный?) заруливает на специальную стоянку для оформления удостоверения временного ввоза автотранспорта (своеобразная гарантия, что машина вернется в Беларусь). Последних, как мы убедились, — единицы.


Почему? Кто–то, быть может, не знает, чем чревато игнорирование этой процедуры. Российские таможенники ведь могут не только оштрафовать, но даже конфисковать машину. Кто–то действует на свой страх и риск — сознательно едет без удостоверения временного ввоза. Однако мы решили делать все по закону. Но сразу столкнулись с обременительными для кошелька формальностями.


Вот некоторые из них. Теоретически удостоверение оформляется бесплатно. Но на деле все обстоит несколько иначе. Таможенники отказываются принимать документы под предлогом занятости. Направляют к таможенным брокерам. Услуги же брокера, выступающего от имени частной компании, обошлись нам в 250 российских рублей (примерно 20.000 белорусских). Плюс обычная ксерокопия гражданского паспорта и техпаспорта машины, которую тоже нужно предоставлять, стоила раз в десять больше, чем в любом почтовом отделении. Возникло ощущение, что кто–то благодаря действующему законодательству нашел еще один способ зарабатывать деньги из воздуха...


Только после соблюдения всех нюансов таможенники дают «добро» на въезд в Россию.


Но что в итоге? Мы отстояли три очереди, потратили деньги и время, за которое можно было проехать не меньше 100 километров. Прибавьте к этому не самое вежливое обхождение... Уставшим от дороги водителям даже негде присесть, они вынуждены тесниться в узеньком коридорчике.


После этого стало понятно, почему оформление временного ввоза транспортных средств — столь резонансная тема. Правда, будет ли предполагаемая отмена оформления полной или же она коснется только части транспорта, пока вопрос.


В своем комментарии В.Сосновский отметил, что «у российской стороны есть понимание того, что сейчас нет необходимости оформления временного ввоза транспортных средств для грузовых автомобилей и автобусов», поскольку таможенные пошлины на грузовики и автобусы в Беларуси и России не сильно разнятся. По информации Государственного таможенного комитета, ставки таможенных пошлин на грузовые автомобили и автобусы в Беларуси даже выше, чем в России. То есть никакой угрозы реэкспорта этих транспортных средств в РФ через территорию нашей страны нет, поскольку нет экономического смысла. В то же время пошлины на легковые автомобили по–прежнему значительно отличаются. Российское правительство защищает собственных автопроизводителей — ставки пошлин на легковые машины, по сведениям ГТК, там в 3 — 5 раз выше, чем в Беларуси. Однако, пообщавшись со специалистами, мы убедились, что сыграть на разнице таможенных ставок нереально. Если бы это было не так, белорусские авторынки вмиг бы опустели и иномарки водопадом накрыли Брянскую и Смоленскую области. Людмила Шабанова, гендиректор Белорусской автомобильной ассоциации, объяснила: «При регистрации автомобиля в России потребуются документы о его таможенном оформлении в РФ. Нет шансов поиграть на разнице пошлин и у работающих в Беларуси автодилеров. За каждым дилером закреплен конкретный географический регион, тот, кто попытается влезть на чужую территорию, наверняка тут же получит жесткий отпор. Что же касается свободных таможенных складов на территории Беларуси, то здесь находятся нерастаможенные машины. Эти склады — перевалочный пункт. Автомобили увозят отсюда в Россию, Казахстан... И именно там, в стране назначения, уплачиваются таможенные пошлины за ввоз машины. Так что лазеек для спекуляций просто нет».


В таком случае, может быть, стоит освободить от утомительных процедур на белорусско–российской границе всех водителей? Ведь большинство граждан, как и корреспонденты «СБ», отправляются в Россию в основном на легковом транспорте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter