Берег левый, берег правый…

Встречи на мостике любви

Лето словно торопилось передать эстафету осени. Иначе как объяснить, что, хотя на календаре еще была середина августа, а уже вторую неделю властвовала непогода. Шли дожди, не выглядывало солнышко. Мне надоело вычерпывать воду из лодки, а с берега рыба не ловилась. Ну разве что сеголетки и всякая прочая мелочь.

коллаж юлии костиковой

С не самыми веселыми думами я попивал чай в беседке и, как советуют в таких случаях психологи, пытался думать о чем-нибудь светлом. Тогда и вспомнилась мне история с волшебным мостиком, которую рассказал мне еще в начале лета печник Макар.

В тот день я решил протопить баню пораньше, чтобы она хорошо настоялась и позволила вдоволь насладиться любимым занятием — пропариться до последней косточки. Однако, растапливая печь, заметил, что треснул кирпич над ее дверцей. Думал, пронесет… Не тут-то было, вскоре железная дверца вообще вывалилась на пол. Я не люблю откладывать на потом всякие неполадки. Слышал, что неподалеку, в строящемся коттедже, мастер закладывает камин. Я попросил исправить ситуацию, но он, оглядев фронт работ, заявил, что косметическим ремонтом здесь не обойтись. Дескать, надо перекладывать всю печь. Но я же не последняя пешка даже в таких хозяйских делах и стал искать другого специалиста. Тогда и вышел на Макара, живущего в деревеньке за нашим озером. Он молодец, поменял пару кирпичей и заделал несколько так называемых свищей между ними. Словом, все восстановил в пригодном виде. Попытался даже отказаться от вознаграждения, но я все же уговорил мужичка взять денежку. А еще — угостил его хорошим обедом. Чтобы как-то поддержать разговор, я пожаловался на прохудившийся мостик в самом конце нашего озера, где из него вытекает небольшая речушка и устремляется к следующему водоему.

— Неужели до этого мостика никому нет дела? — спросил я у Макара. — Вот неделю назад ко мне в гости решил заглянуть коллега, который отдыхает с семьей, путешествуя по Браславщине. Он решил сократить путь и поехал не по основной дороге ко мне в усадьбу, а с тыла. Тогда и застряла его машина вместе с женой и тремя детьми на этом злосчастном мостике. Правда, на последних кладках, а передние колеса уже были на передней стороне переправы. Семья у коллеги дружная, все вместе освободили свой транспорт из плена и приехали ко мне, весело обсуждая это происшествие. Могло ведь быть и хуже, — пробурчал я.

Макар помолчал, а затем сказал:

— Это ведь не простой мостик, у нас его именуют мостиком любви. Вы не поверите, но когда-то у него были даже перила, влюбленные назначали здесь свидания, молодежь устраивала танцы. 

Печник надолго замолчал, словно вспоминая те годы и его молодости, затем продолжил:

— На прошлой неделе похоронили Ярослава, царствие ему небесное. Он был последним смотрителем этого мостика. Мостика его любви… 

Тут, видя, как я заинтересовался этой историей, Макар рассказал мне вполне обычную, но вместе с тем пронзительную повесть о большой любви крупного советского начальника и простой доярки. Ярослав входил когда-то в пятерку самых высоких чиновников этого района, куда его направили оказать помощь местным властям в социалистическом соревновании. Ездя по району, он однажды заглянул на одну из ферм нашего колхоза и пора­зился красотой одной из доярок. Даша и вправду была очень хороша собой. Крепенькая, но в то же время какая-то нежная. Сероглазой красавице тоже понравился начальник из района, хотя Ярослав был старше почти на десять лет и к тому же женат. Они стали встречаться… Где вы думаете? Ну конечно, на нашем мостике любви. Шила в мешке не утаишь. Вскоре об их отношениях знала вся округа. Хотя родители Даши не разделяли выбор дочери, но Ярослав развелся с первой супругой, и они сыграли свадьбу. В те годы такие истории не одобряли и в партии, поэтому вскоре Ярослава отправили, так сказать, в отставку. Он переехал в наш колхоз и стал работать заместителем председателя. Молодые возвели добротное жилье. Здесь родилась их дочь Настенька. Ярослав страстно хотел сына, но случилась беда. Во время вторых родов Даша умерла, не смогли спасти и ребенка. Все думали, что теперь Ярослав уедет из деревни. Однако мужчина ответил, что не покинет место, где покоится его Дашенька и стоит мостик, где проходили их тайные свидания. Рассказывали, что дважды приезжала его бывшая жена, звала домой, но напрасно.

Макар надолго замолчал, потом продолжил свой рассказ:

— Ярослав больше не женился, хотя его дочь была вроде бы не против. У нее самой все сложилось счастливо в семейном плане. Не раз и не два пыталась она уговорить отца переехать к ней в столицу, но этот по всем признакам городской человек так и остался в этой умирающей деревеньке. Памятник Дашеньке стоял не только на кладбище. Когда-то, когда Ярослав еще был начальником, он распорядился, чтобы вместо старой фермы, где работала его возлюбленная, построили новую, из белого кирпича. Так и появилось это сооружение. К слову, когда снимали с должности, вменили ему в вину и это. 

— Ты сказал, что Ярослава недавно похоронили, — сказал я. — Сколько же лет он прожил в любви и одиночестве?

— Где-то восемьдесят шесть ему было. Или чуть больше, — ответил печник. — Не торопила его к себе Дашенька…

Когда Макар рассказывал мне эту историю, мне казалось, что он тоже пережил нечто подобное. Тоже встречался со своей супругой на мостике любви, она также рано ушла из жизни, и теперь он коротает старость в одиночестве. 

На следующий день я сел на велосипед и поехал посмотреть на ферму, которую построил для любимой Ярослав Евдокимович. Еще не выветрился запах, но разрушающееся строение выглядело печально в деревеньке, где уже нет ни своей школы, ни магазина. А ведь когда-то здесь кипели человеческие страсти…

Возвращаясь, я спешился и осторожно провел велосипед по одряхлевшему мостику. Он действительно напоминал беззубого старика. Однако, удивительное дело… Когда мгновение спустя я обернулся, мне показалось, что этот старик улыбнулся. Дескать, не все так плохо… Меня обязательно обновят, отремонтируют. Как же людям без переправы!

Вечером, когда по всем признакам было видно, что погода, наконец, круто переменится и в этот озерный край вновь вернется солнышко, я снова мысленно обратился к этой теме. Наши человеческие отношения тоже напоминают мостик, связывающий берег левый, берег правый. Этот мостик человеческих отношений крепок там, где присутствует ее величество Любовь. Но жизнь суровая и длинная штука. В ней везет тем, кто умеет сохранить и вовремя ремонтировать переправу нашей людской близости.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter