Как отыскать на прилавках безопасные и натуральные товары

Встречают по составу

Современный человек все чаще стремится к полезному и натуральному. Чтобы крем был изготовлен непременно из целебных трав, детские игрушки — из природных материалов, а продукты не содержали никакой “химии”… Найти такие среди обилия товаров в магазинах непросто. Руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова развенчивает некоторые “потребительские” мифы и дает полезные советы тем, кто заботится о своем здоровье и окружающей среде.

Миф 1. Все химические вещества, используемые в потребительских товарах, регулируются законодательством, а значит, абсолютно безопасны

Увы, это не всегда так. Бывает, дополнительные исследования выявляют, что какое-то вещество, считавшееся ранее безвредным, все же небезопасно для здоровья человека или окружающей среды. Однако система законодательного регулирования такова, что может пройти несколько лет, прежде чем это вещество будет запрещено. Один из показательных примеров — триклозан. Это синтетическое органическое соединение активно применяется в моющих и чистящих средствах, мыле, дезодорантах, зубной пасте. Однако проведенные на животных эксперименты показали его способность наносить вред репродуктивной системе, вызывать гормональные нарушения. Кроме того, некоторые бактерии могут вырабатывать устойчивость к триклозану, делая бесполезным не только его, но и некоторые другие антибактериальные средства. Еще в 2016 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США приняло решение о запрете применения триклозана и триклокарбана в жидком и твердом мыле. Но посмотрите на состав антибактериального мыла на нашем рынке — вы все еще увидите там триклозан. То же происходит с некоторыми парабенами, бисфенолом А…

Производители, зная о желании покупателей избегать критичных ингредиентов, часто выносят на лицевую сторону этикетки информацию об их отсутствии в составе. Но зачастую такой ход является чистым гринвошингом — намеренным введением потребителей в заблуждение относительно экологичности или безопасности свойств товара или услуги. Так как в составе обнаруживаются другие опасные химические вещества. Например, читаем на этикетке пластиковой детской игрушки “без ПВХ”, но переворачиваем и видим в составе меламин — а это практически одного поля ягоды. Или вот детский порошок “без фосфатов”. А в составе — фосфонаты, их “родственники”. И те и другие приводят к повышению чувствительности гидролипидного слоя кожи к ПАВам. Кроме того, вызывают цветение водоемов.

Миф 2. Натуральные и органические товары более безопасны

Надписи на этикетках вроде “100% натуральный продукт”, “содержит органические ингредиенты” — не повод слепо верить производителю. Все, что нужно сделать потребителю, — прочитать состав. В большинстве случаев в товарах с подобными надписями он обнаружит синтетические ингредиенты — красители, консерванты, отдушки. Другое дело — международная экологическая маркировка товаров. Она позволяет, не читая состав, сориентироваться, безопасен этот товар или нет. Но нужно хорошо знать маркировку и правила ее нанесения. К сожалению, сейчас много фальсификатов. Следует помнить, что любой товар с международной экологической маркировкой должен быть внесен в регистр. И потребитель может по названию проверить, так это или нет.

Миф 3. Чем дороже товар, тем он лучше

Все внимание не на цену, а на состав. Как-то попал в руки увлажняющий крем для лица, стоивший около 80 рублей. И на первых двух позициях в его составе оказались вода и парфюм. Простите, но если бы я хотела купить алкогольный продукт, вряд ли пошла бы в косметический салон. Не всякому потребителю хватит сил дочитать состав до конца, поэтому изучите хотя бы первые 3—4 позиции, и этого будет достаточно, чтобы понять, не заигрывает ли с вами производитель, обещая полезность, натуральность и хорошее качество за большие деньги.

Миф 4. На этикетке всегда полностью указывается состав, значит, я смогу среагировать на наличие критичных ингредиентов

Даже если вы стали покупателем-профессионалом и вооружились кучей инструментов, чтобы научиться читать составы, это еще не гарантирует вам стопроцентного успеха. Вроде бы все понятно — ингредиенты располагаются по мере убывания их процентного содержания. Но есть один маленький элемент, скрывающий под названиями “парфюм”, “отдушка” или “ароматическая/парфюмная композиция” много других веществ. И остается только догадываться, каких именно.

Миф 5. Товары, предназначенные для детей, более безопасны

Что касается косметических или гигиенических средств для детей, то в требованиях к ним говорится об исключении лишь небольшой части ингредиентов и ограничении концентрации некоторых веществ. Зачастую составы товаров для детей и для взрослых ничем не отличаются. Разница лишь в мультяшной этикетке и приятном запахе клубники или чего-то подобного. Так что это не самый надежный критерий при совершении покупки, хотя детские товары и бывают более мягкими по составу.

Материалы подготовила

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter