Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как сделать хороший школьный сайт? Советы профессионала

Встречают по сайту

Елена Веракса: – Главная проблема большинства школьных страничек – «мертвый» контент и абсолютно неэргономичный дизайн
Еще лет десять назад сайты школ были редкостью, сегодня интернет-страничка стала чем-то из разряда «маст хэв». Мы поговорили с администратором одного из лучших школьных ресурсов страны Еленой Вераксой и узнали, почему нельзя создавать пустые разделы, зачем публиковать новости каждый день и при чем тут «хлебные крошки».

Уже не дань моде

Портал минской гимназии № 7 победил в дистанционном конкурсе «Лучший сайт учреждения образования». То, что корпоративная страничка – это не дань моде, а правило хорошего тона и лицо учебного заведения, здесь поняли еще три года назад. Тогда на четверть ставки наняли инженера-программиста Елену Вераксу, которая навела порядок в сети:

– Когда пришла работать, ужаснулась: черное, траурное графическое оформление странички, полное отсутствие свежей информации и огромные баннеры национальных образовательных порталов. До этого сайтом занимался учитель информатики, который делал все по наитию. Из-за недостатка опыта и времени у него это получалось не слишком профессионально. Хотя для сопровождения портала профи в сфере программирования быть не обязательно: все ресурсы учреждений образования работают на платформе edu.by, которую администрирует Центр информационных ресурсов и коммуникаций. И с этим связаны некоторые особенности: типовые разделы, невозможность размещения полноформатного видео, отсутствие рекламы.

Экскурсия в будущем

Первое, что сделала Елена, так это кардинально изменила дизайн – стилевое оформление, навигацию, контент:

– Убрала с главной страницы список официальных баннеров (перенесла их в эргономичный слайдер внизу страницы), обновила раздел «Библиотека», добавила медиатеку, где можно скачать электронную версию любого учебника. Прошла по всем разделам и наполнила их информацией, а ее было очень много: родительский комитет, попечительский совет, учебная работа, воспитательная, внеклассная жизнь, профориентация. Для удобства пользования ввела специальный элемент, «хлебные крошки», позволяющий вернуться к предыдущему разделу в один клик.

Елена старается работать с сайтом почти каждый день:

– Кто будет заходить на страницу, где новости обновляются раз в семь дней? Наша аудитория достигает 500 посетителей в день, очень важно ее не потерять, поэтому стараюсь добавлять новости постоянно. Воскресенье – единственный день, когда могу позволить себе расслабиться. Хотя это время стараюсь тратить на то, чтобы анализировать опыт работы коллег, строить планы по апгрейду платформы. В будущем хотим запустить виртуальную экскурсию по комнате боевой славы, которая создана в гимназии, сделать 3D-панораму учебного заведения.


Конечно, далеко не у каждой школы есть возможность выделить ставку для профессионала, занимающегося сайтом. Эта работа ложится на плечи учителей в виде добровольной нагрузки. Главная проблема большинства школьных страничек – «мертвый» контент и абсолютно неэргономичный дизайн.

Обновите расписание

Для «Знаменки» специалист проанализировала несколько порталов учебных заведений. Мы отыскали типовые ошибки и разобрались, можно ли их избежать.

Открываем сайт одной из школ Витебской области. Пытаемся найти расписание. После пятиминутного ожидания загрузки страницы и блуждания по разделам находим нужную информацию. Оказывается, расписание устарело, 2017–2018 учебный год здесь еще не наступил. Таких примеров Елена может привести с десяток:

– В другой школе в графе «расписание» откуда ни возьмись появился 12-й класс. А ведь сайт – это лицо учебного заведения. Допустишь незначительную ошибку в сети, получишь негативный фидбэк в реальности. Почему у нас так популярны групповые чаты в Вайбере? Потому что на сайтах нет никакой информации: даже расписание родительских собраний не вывешивается, как правило. Зачастую веб-ресурсы – это что-то оторванное от жизни. Идет активная подготовка к централизованному тестированию, в самом разгаре репетиционное. Сколько школьных страничек пишет об этом? Наверное, лишь одна на 20–30, и те городские. А ведь информация о предстоящем ЦТ для ребят из сельской местности даже более актуальна – им нужно искать адреса проведения испытаний, составлять маршрут.

Еще одна ошибка многих сайтов – стремление запугать школьников. Статьями о наркомании, СПИДе и ВИЧ, алкоголизме наполнены разделы «Учащимся»:

– Зная, что назидательные советы подростков только отталкивают, не выпячиваю их на главной странице. Так как эти темы обязательные к размещению, ставлю их, но стараюсь пропустить через себя: вместо сухой статистики ищу истории, и обязательно с хеппи-эндом. Чтобы ребятам было интересно заходить в разделы сайта, сама рисую баннеры, придумываю инфографику, схемы и таблицы. Никаких списков и «глухих» материалов без единой иллюстрации. Очень важно, чтобы текст воспринимался легко и не вызывал трудностей при чтении.

Два кита веб-дизайна

Открываем следующий сайт. Его читать со смартфона вообще не получается – нет мобильной версии:

– У порталов, которые запустились год-два назад, мобильная версия заложена по умолчанию. Для более старых страничек ее нужно разрабатывать дополнительно. Однако этого почти никто не делает.

Специалист призывает не забывать о том, что интернет-пользователи редко дочитывают статьи в сети до конца. Они предпочитают сканировать их, пробегать глазами, выделяя главное. Чтобы взгляд задержался на чем-то важном, Елена предлагает вставлять в текст зацепку: подзаголовок, выделение, сноску. Два кита, на которых держится любой хороший сайт, – простота и ясность.

– Обычно у виртуальных пользователей нет столько терпения, чтобы по 30 минут блуждать по разделам в поиске нужной информации. Чтобы каждый нашел то, зачем пришел, сделайте поиск. Это маленькое окошко сэкономит посетителям время и нервы.

Смогут ли роботы заменить учителей?

Галина Баранок, специалист по продажам, Витебск:


– Думаю, робот никогда не займет место учителя. Независимо от уровня развития технологий спрос на харизматичных специалистов, способных не только научить каким-то конкретным дисциплинам, но и стать примером для подражания, будет всегда. В прошлом году отправляла сына Артема в первый класс. Мы очень серьезно подошли к вопросу выбора педагога: хотелось найти «своего» человека. Кажется, у нас это получилось. Если говорить о внедрении новых технологий в учебный процесс в общем, то я двумя руками «за». Сыну в радость поиграть в «развивайку» на планшете, посмотреть презентацию, подготовленную учителем. Хотя и пописать от руки он не прочь: старательно выводит буквы в рабочей тетради.

Никита Федоров, учащийся Минского государственного колледжа электроники:


– Внедрение роботов в учебный процесс тесно связано с развитием искусственного интеллекта. Если машина будет им обладать, она, вероятно, сможет заменить педагога, но это очень отдаленная перспектива. Что касается дня нынешнего, то школу трудно представить без информационных технологий. Интерактивные доски, мультимедийные презентации, электронные дневники, современные обучающие стенды – все это делает уроки интересными и увлекательными. А вообще глобальные успехи в учебе зависят в первую очередь от мотивации.

Каролина Кулич, студентка Минского государственного лингвистического университета:


– Тут к гадалке не ходи – робот учителя не заменит. Возможно, функция педагога с годами трансформируется, например, он превратится в модератора, который не просто вкладывает знания, а лишь направляет, подсказывает, где их взять. В классе всегда будет присутствовать человек, транслирующий аудитории моральные и духовные ценности. Если перспектива внедрения роботов кажется малореальной, то применение информационных технологий в учебном процессе важно и нужно. Я заканчивала минскую гимназию № 40. В 11-м классе мы отказались от бумажных дневников и учебников – все электронное. Очень рада, что неподъемные портфели теперь в прошлом!

  odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter