Встречают по обложке...

В Парламенте готовятся к рассмотрению законопроекта по вопросам установления подлинности документов об образовании
В Парламенте готовятся к рассмотрению законопроекта по вопросам установления подлинности документов об образовании

В начале 90–х, когда попасть в вуз за энную сумму денег было не такой уж большой проблемой, в студенческой среде ходила шутка: «золотые» мальчики, как говорили тогда о таких, тоже учатся на платном отделении, только, в отличие от настоящих студентов–платников, они вносят всю сумму за обучение сразу, единовременно. Но те хотя бы учились, плохо ли, хорошо — отдельная тема. А ведь в последнее время появилась еще одна категория умников. Они попросту покупают дипломы и не дурят себе голову зачетами и всякими там сопроматами. Зачем? Купил на «черном» рынке «корку» за 500 у.е. — и вперед на работу. Не каждому руководителю предприятия придет в голову проверять подлинность такого «диплома», всматриваться в подписи и печати. Да и современный уровень печатающих устройств таков, что отличить фальшивку не так уж и просто без помощи специалистов.

Уместен вопрос: неужели поддельный диплом можно вот так запросто купить на «черном» рынке? Можно. Если есть дельцы, которые «рисуют» на домашнем принтере доллары и евро, почему подобным способом не изготовить документ об окончании вуза или колледжа. Спрос есть, и расценки на товар говорят о том, что дело это прибыльное. Триста долларов стоит «диплом» об окончании колледжа, еще две сотни «наверх» — и получи «диплом» об окончании БГУ, например, или БГЭУ. Год назад журналисты «СБ», обнаружив бойкую торговлю «корочками» на российских интернет–ресурсах, провели даже собственное расследование. Материал на эту тему был опубликован. Некоторые предприимчивые москвичи предлагали за умеренную плату дипломы не только ведущих российских вузов, но и наших, отечественных. Ну ладно, Интернет — это такая бездонная дыра, что там еще и не такое можно купить. Но ведь торговля фальшивыми дипломами и на территории нашей страны уже подтверждается фактами...

В мае этого года в Парламент поступил очень интересный документ — законопроект о внесении дополнений в наше законодательство по вопросам установления подлинности документов об образовании. Готовя его к рассмотрению, депутаты задались логичным вопросом: ведется ли статистика подобных преступлений? Собственно, имели ли они место вообще? Направили официальный депутатский запрос в МВД. Ответ, который был дан заместителем министра внутренних дел профильной парламентской комиссии по образованию, образно говоря, развеял все сомнения. В Беларуси такие преступления фиксируются ежегодно на протяжении последних пяти лет. Их пока немного — не более двух десятков за период с 2000 по 2006 год. Но тенденция, согласитесь, настораживает. По ряду случаев преступники уже даже осуждены по соответствующим статьям Уголовного кодекса. В анализе, подготовленном специалистами МВД для депутатов, фигурировали и конкретные дела. «В 2003 году в деревне Колосово Минской области были задержаны двое граждан Беларуси, — рассказывает председатель Комиссии по образованию Палаты представителей Владимир Зданович. — Причем, представьте, одним из них оказался замдиректора учебного заведения! Эта пара предлагала за 1.000 долларов купить пять дипломов Минского государственного лингвистического университета. Все эти документы, конечно же, были поддельные и изготавливались, как выяснилось, в столице с использованием полиграфической базы кустарного типа. Впоследствии эти люди были осуждены».

Анализ МВД, представленный в Палату представителей, подтверждает и выводы о том, что такой товар находил своего покупателя и пользовался спросом. Это можно понять по тенденции роста цен на фальшивки. Если в 2003–м продавали 5 дипломов за 1.000 долларов, то уже через год цена на них существенным образом выросла. За один диплом об окончании колледжа на «черном» рынке просили 330 долларов. «Кроме того, за эти годы было выявлено еще 13 преступлений, которые были связаны с предъявлением поддельных документов при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, — продолжает Зданович. — Это могли быть, к примеру, фальшивые сертификаты о прохождении тестирования». Добавим к этому еще и то, что в поле зрения нашей милиции попали и российские интернет–сайты.

Словом, руководителям предприятий нынче нужно держать ухо востро. И сомневаться в необходимости принятия дополнений в законодательство, которые бы наделили их полномочиями проверять подлинность документов, не приходится. Ведь статистика отражает только те факты, которые были обнаружены правоохранительными органами. А сколько осталось еще не выявленных?

Законопроект был представлен в Парламент Правительством. Что он из себя представляет?

«Согласно проекту, работодателю или нанимателю вменяется в обязанность вести проверку подлинности документов об образовании либо обращаться с таким запросом в соответствующие органы в случае приема на работу, — говорит Владимир Зданович. — Такую проверку можно будет проводить по закону в случае «возникновения обоснованных сомнений». Нас эта формулировка сразу заинтересовала. Что значит «обоснованные сомнения»? Мы обратились к специалистам и выяснили, что такой термин действительно существует и употребляется он в юридической практике при рассмотрении уголовных и административных дел». Сомнения в подлинности документа, по словам парламентария, могут считаться обоснованными в том случае, если в нем есть размытые, расплывчатые печати или заметна подчистка отдельных фрагментов диплома. «Ну и, конечно, если возникает вопрос о соответствии уровня образования работника — а это порой сразу бросается в глаза — тому документу, который он предъявил при приеме на работу», — добавляет Владимир Зданович.

Механизм проверки достаточно прост, но вместе с тем эффективен. В соответствии с законопроектом, руководитель будет иметь право обратиться с запросом в Минобразования, где ему предоставят справку о том, где и в каком году работник окончил учебное заведение, какую специальность получил. Если, конечно, диплом у него не фиктивный. Так что тем, кто подумывает обманом получить образование, советую призадуматься. Не проще ли в действительности поступить в вуз, чем так рисковать своим будущим? Ведь о студенческой жизни вспоминать — думаю, со мной согласятся все — куда более приятно, чем понести весьма жесткое наказание за подделку документов.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter