Встречайте «Пинскую шляхту»!

Свежее звучание классики в одной из самых популярных постановок Николая Пинигина и белорусского Национального академического театра имени Янки Купалы.

«Пинская шляхта» Винцента Дунина-Марцинкевича – классическое произведение литературы. Это история любви Марыси и Гришки, родители которых не могут простить друг другу «мужицкие» оскорбления и благословить детей на создание брачного союза. Сюжет о сообразительных влюбленных приобрел в постановке художественного руководителя Национального академического театра им. Я.Купалы Николая Пинигина абсолютно новое, свежее звучание.

Сквозной нитью через весь спектакль проходит размышление о судьбе белорусской шляхты, которая когда-то имела полномочия решать дела государственного уровня, но после падения Речи Посполитой измельчала, утратила свое духовное шляхетство. В спектакле много музыки, танцев, великолепный актерский состав. Он захватывает зрителя, но вместе с тем в образах пинской шляхты легко узреть наших современников, самих себя – узнать и посмеяться, возможно, над самим собой.
«Полтора века назад шляхтич Дунин-Марцинкевич наверняка не представлял, что станет белорусским классиком, которого проходят в школе, – отмечает театральный критик Надежда Белохвостик. – Просто писал в свое удовольствие пьески, которые не претендовали на драматургические шедевры. Естественно, в наше время всерьез ставить примитивную историю о влюбленных, которым мешают воссоединиться поссорившиеся родители, но потом все заканчивается хорошо, невозможно. В том, что Пинигин способен что-то из этого выкрутить, никто не сомневается. Режиссер сегодня в Беларуси достиг такой славы, что одного его имени в афише достаточно, чтобы собрать полный зал при достаточно большой толпе, которую театр просто не вместил».
Случалось, что сама жизнь добавляла казусные ситуации в этот спектакль. Роль влюбленной и легкомысленной Марыси в первом составе исполняла Анна Хитрик. Играя девушку на выданье, актриса была беременна и продолжала входить в этот невинный образ даже на приличном сроке, что, естественно, зрителям бросалось в глаза. В первом акте они относились к этому с пониманием, но под конец, когда Марысю спрашивают, пойдет ли она за Гришку, а та должна немного поупрямиться, из зала непременно раздавался совет: «Говори «да», а то бросит с ребенком без алиментов!» Доигрывали спектакль быстро и, что называется, проникновенно. Кстати, в июле Анна Хитрик возвращается на сцену после декретного отпуска, по крайней мере в спектакле «Пинская шляхта», который включен в театральную афишу «Славянского базара», среди исполнителей она есть.
Примечательно, что когда купаловцы приехали с «Пинской шляхтой» в Пинск, выяснилось, что многие местные жители до сих пор хранят знамена-гербы своих предков и прочую символику, напоминающую им о принадлежности к шляхте.
А осенью прошлого года Купаловский театр показал этот спектакль на сцене варшавского театра «Рампа», где ранее Николай Пинигин также ставил «Пинскую шляхту». Билеты на польскую постановку расходились быстро, тамошняя пресса уделила ей большое внимание и не преминула отметить, что белорусский режиссер открыл полякам нового классика польской литературы Дунина-Марцинкевича, в то время как в Беларуси изучение его творчества давно входит в школьную программу.
К слову, в обеих версиях роль асессора Крючкова исполнил заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Манаев. В результате получился совместный художественный проект минского и варшавского театров, которые настроены на дальнейшее сотрудничество.
Стоит отметить, что это не первый белорусско-польский театральный проект. В Минске, на сцене Национального академического русского драматического театра им. М.Горького, знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси поставил спектакль «Дева и Смерть» по пьесе Ариэля Дорфмана. Но это уже совсем другая история...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter