В половине проверенных магазинов не оказалось бумажных пакетов: мы изучили, как розница внедряет экологичную упаковку

Встречаем по обертке

Пугающие снимки черепах, пеликанов и морских котиков, запутавшихся в пластике, облетели весь интернет. И это не фейки, созданные для привлечения комментариев и лайков, а реальная картина, отражающая печальные последствия нашего безответственного отношения к окружающему миру. Еще один шокирующий случай: на Филиппинах в желудке погибшего кита нашли 40 килограммов пластиковых пакетов. Подобные ужасы не оставили равнодушными тысячи людей: к примеру, в некоторых европейских странах активно отказываются от пластика в общепите. Мы также не остались в стороне от экологических инициатив: неделю назад МАРТ принял постановление № 72, согласно которому в ассортименте магазинов, киосков, автозаправок должны быть в наличии пакеты и одноразовая посуда из бумаги. Корреспондент «Р» проверила, соблюдают ли новые правила наши розничные сети, и узнала, что по этому поводу думают эксперты.

Биоразлагаемые пакеты производят из кукурузного крахмала или сахарной свеклы, но они распадаются только в определенных условиях, которых практически нет на наших свалках.

Экологический детектор

Новое постановление МАРТ стало поводом для бурных обсуждений. С одной стороны, защищать экологию, несомненно, надо. С другой — многие покупатели пока не готовы отдать преимущество бумажному пакету, потому что он стоит в разы дороже обычной полиэтиленовой «майки». К тому же полиэтилен можно использовать несколько раз, в отличие от красивой, но непрактичной и деформирующейся после первого же использования бумажной упаковки. Розница работать себе в убыток не хочет, поэтому сейчас многие представители торговых сетей изучают рынок, ищут более выгодные предложения. Благо время на это им дают.

— Наши специалисты, конечно, будут проводить мониторинг в розничных сетях, однако пока ни о каких штрафах речь не идет,
— пояснила Оксана Константинович, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли. — Мы даем представителям ретейла время, а именно два месяца, чтобы они привели в соответствие ассортимент и закупили пакеты и одноразовую посуду из бумаги. Количество зависит от площади объектов торговли: мешков или пакетов должно быть от 1 до 3 наименований, одноразовой посуды и столовых приборов — от 2 до 4. Также постановление минимизирует количество наименований пластиковых пакетов с 3 до 2, а посуды из пластика — с 4 до 2. Подчеркну: мы не требуем, чтобы розница раздавала бумажные пакеты бесплатно. У покупателя всего-навсего должен быть выбор: купить традиционный полиэтиленовый пакет или экологически безопасный бумажный. 

Стало ли это постановление громом среди ясного неба для представителей розницы? Мы заглянули в 10 магазинов и проверили, появились ли в их ассортименте бумажные пакеты. Результат вполне ожидаемый: небольшие торговые объекты не предлагают покупателям даже бумажную упаковку для выпечки или фруктов, о пакетах с ручками тут речи не идет и вовсе. В универсаме «Родны кут» возле отделов с конфетами и булочками стоят катушки с бесплатными полиэтиленовыми пакетами, но на вопрос о бумажной альтернативе кассир лишь пожимает плечами и признается: «У нас их не бывает, да и покупатели не просят, вы первая». Похожая ситуация и в магазине «Ваш выбор», который расположен неподалеку. Правда, там есть узкие крафтовые подарочные пакеты с цветными надписями — в принципе, сойдет за упаковку для бутылки воды и горсти конфет. А вот руководство магазина «Бирюза» добавить в ассортимент экоупаковку и одноразовую посуду планирует в ближайшее время и уже ведет переговоры с поставщиками. 

Цена на бумажные пакеты кусается — стоит он 72 копейки, что в несколько раз дороже обычного полиэтиленового.

— Нас немного пугают цены, — признается продавец Инна. — Производитель предлагает бумажные пакеты по 120 рублей за 1000 штук, а тарелки — от 50 до 100 рублей за такое же количество. Надеемся, что спрос будет и они не запылятся на полках. 

К слову, приятно удивила «Коммунарка» — специализированные магазины тоже обязаны иметь в продаже бумажные пакеты, их у кассы висит два вида, а еще холщовые сумки и обычные полиэтиленовые мешки. Выбор есть.

В крупных торговых сетях ассортимент побогаче: в «Гиппо», «Алми» и «Рублевском» есть бумажная упаковка для багета, выпечки собственного производства, но вот экопакетов с ручками мы так и не нашли. К слову, для красоты в большинстве упаковок есть пластиковые вставки — получается, не такие уж они и эко, но в МАРТ на этот счет ничего не имеют против.

А вот в гипермаркете Green раздолье для глаз: прямо у входа размещен стенд с биоразлагаемыми пакетами из кукурузного крахмала за 42 копейки и такими же, только чуть потоньше, — за 25 копеек (на акции!). И, о чудо, наконец-то мы нашли бумажный пакет с ручками, который выдерживает, как обещает производитель, до 5 килограммов. Правда, цена кусается — стоит он 72 копейки, что в три с половиной раза дороже обычного полиэтиленового. Особого ажиотажа нет, за 20 минут рядом прошла только одна покупательница: изучила состав биоразлагаемого пакета, покрутила в руках бумажный, но все-таки предпочтение отдала традиционной «майке». 


В целом ситуация пока неоднозначная: только двум из проверенных нами магазинов можно поставить твердую десятку, еще трем придется немного разно­образить ассортимент, а пяти — и вовсе его пересмотреть. В будущем за нарушение правил торговли (невыполнение постановления № 72) представители розницы могут получить штраф до 10 базовых величин (255 рублей) — перспектива, прямо скажем, не заманчивая. Все делается для покупателя, но вопрос, готов ли он к переменам, остается открытым.

Выбор есть всегда

В нашей стране производством и реализацией пакетов и посуды из бумаги занимаются более 30 организаций — их ассортимент превышает 20 наименований (пакеты различных размеров, дизайна и назначения, стаканы, тарелки и т.д.). Наталья Мельникова, начальник отдела потребительского рынка управления организации торговли и общественного питания МАРТ, рассказала, что за прошлый год в стране произвели более 362 миллионов штук мешков и пакетов из бумаги:

— Мы опросили 12 крупных розничных торговых сетей: оказалось, что каждый месяц покупатели приобретают около 16 миллионов штук полиэтиленовых пакетов-«маек» с ручками, а вот пакетов из бумаги — всего лишь 10 тысяч штук.

Люди чаще отдают предпочтение бесплатным целлофановым пакетам, нежели бумажным.

Оправдать такой низкий уровень реализации можно лишь ценой — розничная стоимость бумажных пакетов значительно (от 2 до 4 раз) отличается от полиэтиленовых пакетов. Правда, удешевить их стоимость можно. Как? Это объяснил Павел Щаснович, генеральный директор «Суперпак Компани», которая входит в состав концерна «Беллесбумпром»:

— Мы занимаемся производством бумажной упаковки с 2001 года. Работаем со многими сетями в нашей стране и за рубежом, поэтому есть с чем сравнивать. Скажу откровенно: объем заказов у Латвии, Литвы и Эстонии гораздо выше, чем у белорусских сетей. Как правило, наши магазины заказывают бумажную упаковку только для своих хлеба и выпечки. Но мы хотим и можем продавать пакеты для фруктов, овощей, оберточную бумагу для сыров, мясной нарезки. Поверьте, это выглядит эстетично и по цене практически сопоставимо с полиэтиленом. Все зависит от объемов — если они увеличатся, то и себестоимость снизится. Я посчитал: если в месяц магазин будет заказывать у нас 5—6 миллионов пакетов, то каждый из них будет стоить 25 копеек — дешевле, чем биоразлагаемый из кукурузного крахмала, и столько же, как обычный полиэтиленовый. Мы готовы разговаривать: давайте сделаем вместо пакета-«майки» упаковку без ручек, как, например, в США, — это стильно. 

Не стоит забывать и о специализированных магазинах — они согласно постановлению тоже должны иметь в ассортименте бумажные пакеты. Но возможно ли упаковать, скажем, тяжелые строительные материалы в бумагу?

— Мы производим бумажные мешки для цемента и угля, которые выдерживают до 50 килограммов, — парирует Павел. — А для стройматериалов чуть поменьше можно использовать пакеты без ручек — в них помещается до 25 килограммов. Возможностей хватает, был бы только спрос. 

Бумажная упаковка для выпечки есть в ассортименте многих магазинов. 

А как у нас обстоят дела с одноразовой бумажной посудой? Денис Дедковский, заместитель директора «ГеккоКапс», приятно удивлен, что в последнее время розница все чаще интересуется экологическими товарами:

— Мы выпускаем посуду не только из бумаги, но и из сахарного тростника, крахмала, шпона. Не скрою, она дорогая: в зависимости от материала она стоит в 5—10 раз дороже, чем пластиковая. Но если потребитель готов платить, нам есть что предложить.

В ассортименте фирмы — десятки позиций. Например, упаковки из 10 круглых или квадратных тарелок стоят 16,12 рубля, ложки, вилки и ножи — 130 рублей за 100 штук. Посуда из сахарного тростника дешевле — 12,87 рубля за 50 тарелок, 56 рублей за 100 ланч-боксов. Бумажные стаканчики в среднем стоят от 2 до 6 рублей. 

Слово ретейлу

Альтернатива пластиковой посуде и пакетам действительно есть — только плати. Но готовы ли сами торговые сети к переменам? Наталья Шаблинская, исполнительный директор Ассоциации розничных сетей, признается — постановление МАРТ ждали давно:

— Экология касается всех нас, поэтому естественно, что ей уделяют большое внимание. Ретейл — социально ответственный и организованный бизнес, поэтому мы абсолютно спокойно воспринимаем решение министерства и уже ведем работу. Я считаю, что многие сети были к этому готовы: часто можно встретить в магазинах биоразлагаемые пакеты, уже где-то есть и бумажные. Но открыт вопрос: готова ли промышленность выполнить требования торговли? Все-таки цена очень высока: по моей информации, бумажные пакеты бывают дороже пластиковых даже в 7—10 раз, все зависит от прочности. Да, у нас есть 30 производителей, но многим из них нужно задуматься об усилении производства. Я думаю, постановление пойдет всем на пользу: у тех, кто производит пакеты, появится возможность развить свои предприятия, а у торговли есть время проявить ответственность и организованность, выбрать лучшие предложения. Думаю, не найдется ни одной сети, в которой не появятся бумажные пакеты, — это нормальный вопрос, который всего лишь требует решения. 


В эти дни розница ведет напряженную работу. Например, сеть магазинов «Соседи» объявила тендер на закупку бумажной продукции. Ольга Перминова, руководитель группы закупок непродовольственных товаров, пояснила нам:

— Альтернативы пакетам-«майкам» мы пока не нашли, поэтому ждем предложений от наших производителей. Но бумажные пакеты в ассортименте уже есть, мы их продаем для упаковки хлеба собственного производства. Пробовали также предлагать экоупаковку под весовые крупы, но спрос, скажу честно, минимальный. Когда есть выбор между бесплатным пластиковым пакетом и красивым бумажным за 60 копеек, люди, само собой, выбирают первый. 

К модным пакетам без ручек в сети пока не готовы — по мнению Ольги, покупатели отнесутся к этому новшеству скептически:

— Если вы туда положите фрукт и бутылку вина, а выйдя из магазина, сядете в машину — да, красиво. Но такое развитие событий — редкость. Кстати, хорошо, что подарочные пакеты тоже подпадают под перечень, — мы разместим их в торговом зале и закроем вопрос таким образом. Важно, что у нас есть два месяца, чтобы разобраться со всем.

А вот в магазинах «Алми» и SPAR экоупаковка есть давно. Однако Дмитрий Цыган, руководитель департамента маркетинга «Юнифуд», сетует — люди чаще отдают предпочтение бесплатным целлофановым пакетам, нежели бумажным:

— Мы очень ответственно относимся к экологии, например, в магазинах SPAR реализуем проект «Еда без мусора» — кроме бумажной упаковки, предлагаем покупателям сыры и колбасы в оберточной бумаге. Уже через две недели планируем рядом с тканевыми сумками и полиэтиленовыми «майками» на кассе повесить и бумажные пакеты — они будут стоить около 50 копеек (обычные стоят 29 копеек). Но хотелось бы, чтобы люди были более социально ответственными: для фруктов и выпечки покупатели чаще выбирают бесплатный пластиковый пакет, даже несмотря на то что рядом лежит такой же бесплатный бумажный. Это привычка, нужно время. А вот молодежь, наоборот, рада и поддерживает такие инициативы. Да, бумага гораздо дороже, но это стопроцентная переработка — ради экологии нужно чем-то жертвовать.

Сеть магазинов «Рублевский», пожалуй, одна из немногих, где используют бумажную упаковку не только для выпечки, но и для горячей кулинарной продукции собственного производства — ребрышек, кур гриль. 

— Бумажные пакеты у нас есть давно, но постановление подтолкнет сеть расширить линейку, сделать их более доступными по цене, — сообщил Михаил Пугачев, начальник отдела маркетинга и рекламы «Белинтерпродукт». — Те пакеты, которые сейчас есть в продаже, рассчитаны на людей, выбирающих бумажную продукцию из принципиальных соображений: им не столь важно, сколько они стоят, главное — забота об экологии. Теперь постараемся приучить к осознанному потреблению как можно больше людей. А пакеты для упаковки хлеба и горячего уже включены в себестоимость, поэтому отдельно за них платить не нужно.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter