Беларусь и Россия создают матрицу уникальных интеграционных отношений

Встреча союзников

Не будет большим преувеличением сказать, что все встречи Александра ­­Лукашенко и Владимира Путина в этом году вызывают повышенное внимание не только в наших двух странах или на постсоветском пространстве. Их значение гораздо большее. В условиях СВО и глобального противостояния российско-белорусские переговоры на высшем уровне сродни саммитам «Большой тройки» в годы Второй мировой войны. От них ждут судьбоносных решений. Нынешнему визиту ­­Президента России в Беларусь и вовсе придают историческое значение.

Фото БЕЛТА

И дело совсем не в том, что Владимир Путин не был в Минске более трех лет. От согласованной позиции двух государств-союзников сейчас зависит очень многое. А оба лидера мастерски держат интригу, не раскрывая карты и не афишируя повестку переговоров. И это абсолютно правильная линия поведения в ситуации, когда наши общие противники стремятся нанести нам максимальный урон, посеять недоверие, вбить клин.

Западная пресса и даже официальные политики теряются в догадках. Во-первых, им все мерещится «белорусское наступление». Страх как боятся. А тут и Сергей Шойгу уже второй раз за месяц прилетел в Минск. На самом деле не нужно никаких домыслов. Александр ­­Лукашенко неоднократно формулировал внятную позицию Беларуси. Мы не собираемся никуда вводить свои войска. При этом не нужно устраивать антибелорусские провокации. А обстановка тревожная. Вот как ее охарактеризовал Госсекретарь Совбеза Александр Вольфович: «В акваториях Средиземного и Балтийского морей находятся свыше 20 боевых кораб­лей, две атомные подводные лодки, два авиа­носца, свыше 350 крылатых ракет морского и воздушного базирования, которые нацелены на западные области России и на всю территорию Беларуси». К этому стоит добавить, что на прошлой неделе рядом с границами нашей страны проходило порядка пяти учений на территории Польши, Литвы и Латвии. Непосредственно у границ республики размещено десять баталь­онных тактических групп постоянной готовности. Но мы видим, что предпринимаемых белорусскими Вооруженными Силами мер на данном этапе вполне хватает для обеспечения безопасности.

Во-вторых, на Западе вдруг озаботились независимостью и суверенитетом нашей страны. Да еще кто! Представители тех государств, которые сами являются клиентскими по отношению к США и грызутся между собой за ласку хозяев из Вашингтона. Их «заботу» накануне иронично прокомментировал ­­Президент Беларуси. Нам, белорусам, прекрасно известно, что именно Александр ­­Лукашенко является главным гарантом сохранения независимости и суверенитета. И это не только норма Конституции. Это, если угодно, его символ веры как ­­Президента.

Ну и в-третьих, кое-кто даже пытался несколько принизить масштаб встречи. Дескать, протокольное мероприятие, может, еще по ценам на газ поговорят. Э, нет, не надо применять к ­­Лукашенко и Путину мерки западных политиков. В нынешней обстановке каждая их встреча наполнена своим смыслом.
Вся описанная конспирология рушится обычной правдой жизни. Лидеры двух стран давно договорились встретиться в конце года и подвести промежуточные итоги союзного строительства, а если понадобится, то и подкорректировать процесс. 
За последнее время достигнуты серьезные результаты. СВО, санкционное давление Запада ускорили процесс российско-белорусской интеграции. Противники рассчитывали разъединить нас — и просчитались. По оценкам правительственных источников, 28 союзных программ (они же дорожные карты) выполнены на 60 процентов. Дан старт 12 проектам по импортозамещению в промышленности, аграрном секторе и электронике. На это выделен кредит в 105 млрд российских рублей. Резко активизировалось межрегиональное сотрудничество. Российские руководители областей, краев и республик буквально каждую неделю приезжают в Беларусь. Что и говорить, товарооборот двух стран за 23 года, прошедших с подписания союзного договора, вырос в четыре раза. Сейчас он может достигнуть 40 млрд долларов.

То, что акцент в переговорах будет сделан на экономику, сразу же подтвердили и оба президента. Александр ­­Лукашенко заявил: «Наш безусловный приоритет — решение чувствительных экономических вопросов, от которых зависит благосостояние населения, в конечном счете — поддержка проводимых нами реформ в общественной и политической сферах». Ему вторил и Владимир Путин: «Сегодня хотели бы подвести некоторые итоги прежде всего в сфере экономики. Хочу отметить, что Беларусь является нашим не только добрым соседом, с которым мы работаем, учитывая интересы друг друга на протяжении всех предыдущих десятилетий, но Беларусь является, безусловно, и нашим союзником в самом прямом смысле этого слова».
И здесь также понятен путь двустороннего сближения и программа действий. Необходимо продолжать дедолларизацию, выходя на расчеты исключительно в национальных валютах. 
Актуальным остается вопрос единого рынка энергоресурсов, общих правил ценообразования. Требует ускоренного внедрения единая промышленная политика. Важно, что все вопросы решаемы. Их ставит сама жизнь, диктуют общие интересы. На практике наши предприятия уже сотрудничают в слаженном режиме кооперации.

Экономикой и безопасностью союзная повестка не исчерпывается. И Россия, и Беларусь вышли из пресловутого Болонского процесса. А значит, нужно создавать собственное образовательное пространство. Успех в этом деле повысит привлекательность избранной модели и для других стран, где также недовольны шаблонным подходом чиновников из ЕС.

В принципе, сейчас за опытом союзничества России и Беларуси внимательно наблюдают за рубежом. 
Мы создаем матрицу уникальных интеграционных отношений.  
Максимальное сближение не приводит к утрате суверенитета. Наоборот, мы укрепляем собственную государственность. Во многом этого удается добиться благодаря взаимопониманию двух президентов. И состоявшиеся в Минске переговоры это подтвердили.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter