О цене наших ошибок

Встреча на теплом берегу

Тем летом редко удавалось погреться на противоположном солнечном берегу. Вот я и ловил момент. Снял куртку, а затем и рубашку. Сидел в лодке в майке и продолжал рыбачить. Правда, клев был никудышный. В садке плавало с десяток небольших рыбешек, которых выловил еще на самой зорьке.

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Поблаженствовав, как ленивый кот, решил все же плыть к своему берегу. Зачем зря тратить время? Погреться на солнышке можно и у себя в усадьбе, растапливая баньку или занимаясь другими хозяйственными работами.

Да не тут-то было… Уже на середине озера увидел на своем берегу машину рыбинспекции и двоих мужчин в форме, идущих к моему мостику. Они явно жаждали встречи со мной. Великих нарушений за собой не чувствовал, и потому спокойно, не торопясь, работал веслами.

Инспектора представились. Фамилия старшего из них показалась мне знакомой. Да и он как-то странно взглянул на меня и отошел в сторону. Молодой сразу набросился с вопросами:

— Почему рыбачите без спасательного жилета, что, правил безопасности на воде не знаете?

Я лишь пожал плечами.

— Покажите справку о том, что лодка прошла техосмотр, — продолжал наступать инспектор.

— Виноват, — смиренно ответил я. – Только вчера вечером приехал, не успел…

Я понял, что лучше пойти на попятную и вести себя вежливо, ибо сейчас они могли вызвать дежурный катер и транспортировать мою «Маркизу» на техстоянку.

Предложил инспекторам пройти со мной и угоститься хорошим кофе или чаем. Тут рядом… Сказал, что покажу им свой спасательный жилет и справки о техосмотрах за предыдущие годы. Пусть знают, что я не матерый нарушитель. Однако Михаил, так звали молодого инспектора, вообще уже завелся.

— Да вы, батенька, браконьер! — воскликнул он и достал из моего садка небольшого линька. – Разве будет он двадцать сантиметров? А меньших по новым правилам ловить нельзя…

Я вспомнил, как час назад, когда выловил этого линька,  хотел выпустить, но пожадничал — был он пузатеньким и смотрелся покрепче плававших с ним в садке небольших окуньков и плотвиц.

— Виктор Сергеевич, — окликнул он другого инспектора, — будем составлять протокол?

И тут я отчетливо вспомнил, почему лицо старшего по возрасту и званию инспектора показалось мне знакомым. Настроение сразу упало. Однако в тот теплый, безоблачный день мне еще пришлось прослушать и необычную, а потому весьма занимательную «лекцию».

— Ты у нас, Михаил, человек новый, малоопытный, потому говорю это в основном для тебя, — начал спокойным, уверенным голосом вузовского профессора Виктор Сергеевич. – Перед тобой отнюдь не браконьер. На них ты еще насмотришься. К тому же с линейкой никто на рыбалку не выезжает. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться: лодка в исправном состоянии. Ну а спасательный жилет в такую жаркую погоду и ты вряд ли бы на себя натянул. Так что составлять протокол о перечисленных тобой нарушениях нет никакой необходимости. Но предупредить и посоветовать, конечно, можно.

Михаил был явно обескуражен, не найдя поддержки у старшего коллеги. Он осторожно отвел его немного в сторону и шепотом (но я все же услышал) спросил: «Что, большой начальник?» — «Не в этом дело», — махнул рукой старший.

За это время передо мной промелькнул сюжет давно минувших лет. Тогда я работал в партийной газете и после одной из командировок в этот район написал критический материал о неблагополучной экологической обстановке в нескольких его точках. Среди виновных в этом упоминалась и фамилия Байкова Виктора Сергеевича. Это несколько позже я понял, что текст публикации был недостаточно проработан, а выводы о конкретных виновных и вовсе сомнительны. По большому счету, то был мой журналистский прокол. Он многому научил, но не все уже можно было исправить именно в той ситуации. Выяснилось, что новый начальник того ведомства воспользовался публикацией в газете и уволил Байкова, назначив на его место нужного человека. Что будет дальше с Виктором Сергеевичем, никого особенно не волновало. Объяснили и мне, что уже ничем не смогу ему помочь. Слышал, что он окончательно порвал с прежней профессией и успешно работал в других областях. Как оказался в итоге в инспекции – никто толком не знал. И кому какое дело? Человек никому и ни на что не жаловался. Да и сейчас для своих лет он выглядел очень даже прилично. Видно, сказывалась работа на свежем воздухе. Работа в инспекции – несладкий хлеб, в чем-то даже опасный, но и здесь, как видно, есть свои плюсы.

Я поблагодарил инспекторов и сказал, что обязательно учту их замечания. Однако настроение от неожиданной встречи оказалось испорченным. Еще раз подумал, насколько верна известная поговорка о том, что у старых грехов длинные тени.

Уже вечером после баньки, попивая чай в беседке, вновь вспомнил об уроке, который преподал мне некогда незаслуженно обвиненный мной человек. Признаюсь, мне было стыдно и сейчас за тот свой промах. Все верно: век живи – век учись. Однако главный урок следует учить все же смолоду. Суть его в том, что никогда нельзя торопиться выносить поспешные решения. Особенно когда это касается тех, кто живет и работает с тобой рядом.

Восточный ветер сменил северо-западный. Было ясно, что он наверняка принесет к утру непогоду с Балтики. Я уже хорошо изучил перепады погоды, которые частенько случаются в этих местах. Так что если и поплыву завтра рыбачить, то и без напоминаний инспекторов надену спасательный жилет. И в самом деле, береженого бог бережет…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter