Встреча на Эльбе

Меркель и Путин перекраивают энергетическую карту Европы
Меркель и Путин перекраивают энергетическую карту Европы

Владимир Путин привез германскому канцлеру Ангеле Меркель геополитический подарок, цена которого, с одной стороны, предельно точна. Благодаря Штокмановскому месторождению, сказал российский Президент в Дрездене, «Газпром» сможет только в Германию отправлять около 50 — 55 млрд. кубометров газа в год, причем это вдобавок к тем 40 млрд., которые немцы покупают сейчас.

«Это меняет энергетическое лицо Германии!» — подытожил Путин. И в этом смысле подарок немцам просто бесценен: впервые после Второй мировой войны эта страна единолично сможет держать в своих собственных руках главный рычаг всей европейской политики. Если учесть, что в современном мире одной из главных тем является энергетическая безопасность, то Путин и Меркель создают не что иное, как энергетическое «антиНАТО».

С другой стороны, этот проект способен изменить не только лицо Германии. Всем заинтересованным лицам, а они пристально наблюдают за встречей на Эльбе как из Вашингтона, так и из более близких к германской границе «окон», абсолютно понятно: речь идет об изменении более фундаментальных основ.

И вот почему. В понедельник председатель правления концерна Алексей Миллер заявил о том, что «Газпром» не нуждается в партнерах для разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения. Это заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. От разработки месторождения оказался отсечен ряд нефтегазовых компаний, в частности американские «Chevron» и «ConocoPhillips», которые со дня на день ожидали подписания контракта с русскими.

Чтобы понять, насколько Запад взбешен упущенной выгодой, приведу цитату из «Файнэшнл таймс», которая поставила это «преступление» — решение «Газпрома» в одиночку разрабатывать один из самых крупных в мире энергетических проектов — на одну доску... с убийством журналистки Анны Политковской.

В этом западная газета усмотрела, цитирую, «дух становящегося все более нетерпимым российского национализма, который должен вызвать холодок страха у всех соседей и партнеров России... Газ со Штокмановского месторождения даст России рычаги воздействия на западных потребителей, и Путин сейчас говорит о намерении направить его в Западную Европу, а именно в Германию, а не в США».

И знаете, после таких комментариев я склонна согласиться с мнением российского публициста Максима Соколова, который считает, что убийством известной журналистки России отомстили — отомстили накануне важнейшего визита в Германию, заставив Путина оправдываться, вместо того чтобы гордиться проектом века...

Несколькими днями ранее руководство «Газпрома» обескуражило США, сообщив, что считает целесообразным направлять добываемый на этом месторождении газ не в сжиженном виде в США, как это предполагалось ранее, а по Северо–Европейскому газопроводу (СЕГ) — в Европу. Сказать, что таким образом были ущемлены стратегические интересы Соединенных Штатов, значит, ничего не сказать...

Заявления по Штокману и общее укрепление отношений «Газпрома» с Германией не случайны. Берлин, в отличие от ряда других европейских стран, откликнулся на новую энергетическую концепцию Москвы, которая предусматривает выход российских компаний на перспективные зарубежные рынки. Подобная стратегия российского газового монополиста встречает яростное сопротивление Польши и Литвы, которые видят в идущем в обход их территорий Северо–Европейском газопроводе угрозу своим национальным интересам. Некоторым политикам из недавно вступивших в Евросоюз стран очень хотелось бы получать политические и экономические дивиденды, играя роль эдакого санитарного кордона между великой Россией и великими европейскими странами.

Однако энергетические козыри — в руках России, которая, в свою очередь, чтобы играть, должна иметь надежных партнеров. Таковы правила новой геополитической игры на старом континенте.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter