Сколько документов подписали лидеры Северной Кореи и США?

Встреча на двоих: что дальше?

Президент США Дональд Трамп и северокорейский лидер Ким Чен Ын 12 июня провели встречу на острове Сентоса в Сингапуре. Остров закрытый и наиболее подходил для переговоров. Им предшествовали и шумиха в СМИ, и обмен двух лидеров недипломатическими выражениями, и даже отмена самих переговоров. Но все-таки они встретились… 


О саммите написано сейчас много. Мы поговорим о трех аспектах, которые отчасти остались вне поля зрения прессы. 

Аспект исторический. Парадокс ситуации состоит в том, что Трамп стал одним из немногих американских президентов, которым удалось найти общий язык с Северной Кореей. Даже несмотря на то, что будущее у этих переговоров слишком туманно. За исключением, наверное, Клинтона, который стремился к урегулированию корейского конфликта. В 1994 году оба государства подписали документ, именуемый «Согласованные рамки», а в 2000-м — совместное коммюнике. С приходом тогда новой администрации в Белом доме изменились и политика, и международная обстановка. В 2003-м  КНДР вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, а в 2006-м провела ядерные испытания. С тех пор в повестке дня международной политики стоит вопрос не только об объединении двух Корей, но и об ядерном разоружении Пхеньяна. 

Аспект дипломатический. Переговоры нужны всегда. Часто они ведутся вдалеке от телекамер и пишущей братии. Так они более продуктивны. То, что обыватель наблюдал на встрече в Сингапуре, — это финал скрытых контактов между КНДР и США. 

Переговоры были важны для всех. Для США — потому что прорыв в отношениях с Северной Кореей означает очередную победу принципов реализма во внешней политике нынешней администрации и достижение результатов, которых не было больше ни у одного президента США. 

Переговоры нужны и американским союзникам в АТР. Южной Корее — потому что на нее первую может упасть, случайно или неслучайно, выпущенная из Пхеньяна ракета. По этой же причине мир в Кореях нужен и Японии — она вторая в листе северокорейских мишеней. 

Не нужна нестабильность в регионе и Китаю. Стоя за спиной Кима, обеспечив его охрану и доставку к месту назначения и, может быть, даже частично погасив его долги в недешевом Сингапуре, за пребывание в котором он отказывался платить, Пекин, потратив мало, достигнет большого (точно как в одной из китайских стратагем) — и обеспечит сохранение статус-кво в отношениях с Кореей, и улучшит отношения со США. 

Аспект прогностический. Весь вопрос в том, что же будет дальше. О результатах встречи говорить пока рано. На сами переговоры газетчиков не пустили. А то, что происходило, часто напоминало театр. 

Два лидера подписали документ, скорее всего, декларацию о намерениях, которая обозначила рамки будущих отношений. Более знающие свидетели утверждали, однако, что документов было три, но журналистам показали лишь один — именно его президент Трамп назвал всеобъемлющим. Основой документа стали согласие Кима на ядерное разоружение и ответные гарантии безопасности со стороны США. 

Правда, непонятно, каков будет механизм разоружения и что это за гарантии. Эксперты из Токио уже заявили о том, что «денуклеаризация» Северной Кореи может занять очень долгое время. Пока же ситуация для Пхеньяна крайне выгодна, и пока там выигрывают: у северокорейского лидера теперь есть и «гарантии безопасности» (в том числе не исключено, что и личной), и время, которое уйдет на разработку механизма разоружения и его осуществление, и только что объявленная приостановка американских санкций. Ким даже позаботился об имидже: стороны договорились о возобновлении поисков останков американских солдат, погибших в Корее в 1950—1953 гг., и о возвращении на родину уже идентифицированных. Понятно, что эта встреча не последняя. Теперь все зависит от того, насколько долго Ким сможет играть с Дональдом Трампом и его окружением. 

shavialiou@bsu.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter