«Вставная челюсть»

О скрытой рекламе в кино
О скрытой рекламе в кино

Если бы братья Люмьер знали, что такое «продакт плейсмент» (скрытая реклама), они бы наверняка заработали на своем «Прибытии поезда» кучу денег. Ну чем не реклама железнодорожной компании? Сегодня подсчитывать количество завуалированной рекламы в сериалах — мое любимое развлечение. Причем способы становятся все более изощренными. Тщательно скрытую рекламу не так просто заметить. Название продукта отдельным крупным планом, этакая «вставная челюсть», считается топорной работой. Зачастую сценарий отталкивается не от фантазии автора, а от проданного рекламного времени внутри кино. Рекламодателю предлагается «рыба», канва сериала, в которую умельцы ловко вкручивают нужный товар. Условно говоря, снимается очередной сериал про «ментов». Главный герой обязательно же на чем–то ездит, во что–то одет–обут, говорит по мобильному телефону, чем–то утоляет жажду после очередной погони. То есть «продакт плейсмент» выгоднее обычной рекламы. Если хорошенько все просчитать, можно окупить затраты за одну только первую серию. А повторы? Обычно канал покупает права на несколько показов. К примеру, «Каменская», которая пьет определенный сок и пользуется определенной бытовой техникой, только за 1,5 года своего проката выдержала 10 показов на пяти каналах!

Лучшие друзья рекламодателей в деле «продакт плейсмент» — кинозвезды. Если популярная актриса ест на протяжении всего сериала шоколад одной и той же марки и не толстеет, вероятность того, что ее поклонники постараются приблизиться к своему кумиру, покупая такой же продукт, весьма высока. Кроме того, у потребителя не возникает досадного чувства, что ему навязывают покупку, как в случае с обычной рекламой.

Исследования показывают, что кинематограф — лучший рекламный полигон для автомобильных компаний. Оказывается, больше всего на сознание зрителей воздействуют эпизоды со взрывами и расплющиванием машин. У потребителей возникает подсознательное желание приобрести новое авто. У меня раньше все внутри переворачивалось, когда в кино безжалостно сбрасывали с обрыва новенький «Мерседес» без особой, казалось бы, необходимости. Пока не разобралась, что от этого всем участникам рынка только польза.

Как известно, наш любимый жанр — «мыльная опера» — обязан своим названием мыловаренному предприятию, однажды решившему оплатить бюджет долгоиграющего телефильма, в котором герои все время пользовались означенной продукцией. А в большое кино «продакт плейсмент», по легенде, пришел с легкой руки Стивена Спилберга. Говорят, в 1982 году режиссер–бизнесмен предложил известной шоколадной компании разместить их продукцию в своем фильме. Те отказались. Тогда Спилберг отправился в конкурирующую фирму и получил согласие. История закончилась классически: отказавшего Спилбергу менеджера уволили, как только узнали о взметнувшихся продажах конкурента.

У «продакт плейсмент» в нашем кино несколько другая история. В учебниках по рекламе описывается забавный случай из серии «как не надо делать». В гайдаевском «Иване Васильевиче» Леонид Куравлев во время плясок в трапезной выхватывает из–под полы кафтана пачку «Мальборо». Представляю, как удивились в табачной компании (если, конечно, видели этот фильм), которую не попросили за это заплатить. Сегодня компании платят уже за каждый глоток, сделанный персонажем, за каждую затяжку. Ни одна марка не попадает на экран просто так. А сериалы превратились в более дорогие рекламные паузы между более дешевыми. Но ведь от этого смотреть не перестало хотеться. Помимо рекламы продуктов потребления, там ведь еще постоянно прослеживается «реклама» таких явлений, как любовь, дружба, верность. Кто–то из небесного рекламного агентства тысячи лет диктует моду на вечные ценности. И она не проходит. А продукт? Он завтра сверхновый, а послезавтра уже устарел и уступил место другому. Никакая реклама от этой гонки все равно не спасает. А на денежки от «продакт плейсмент» нам еще столько увлекательных историй покажут! Так что в следующий раз, когда вы скажете, что рекламу из сериалов следует убрать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter