Встать на рушник — не поле перейти

Первый районный фестиваль народной культуры “Колеры Палесся”, который состоялся на днях на Пинщине, своей темой избрал самый, пожалуй, радостный и жизнеутверждающий из всех народных обрядов — “вяселле”, свадьбу. А столицей праздника стала небольшая, всего 150 жителей, деревенька Велесница. И для этнографического фестиваля едва ли мог быть выбор удачнее. Деревня Велесница такая старинная, что давно уже потерян счет векам, пролетевшим над крышами ее хат. Известно лишь, что люди живут здесь более половины тысячелетия. Бытует легенда, что когда-то проезжала тут Екатерина II и остановилась в маленькой полесской деревушке на ночлег. Чем-то не понравились независимые полешуки императрице, и она, поднявшись еще до рассвета, недовольно распорядилась: “Велю снять лагерь и уехать!”. Вот и прозвали деревню Велесницей. Другие связывают название этого населенного пункта с языческим славянским богом Велесом, покровителем плодородия, богатства и творчества.

Край мудрых женщин
Пинщина — земля долгожительниц. Каждый год, рассказывает заместитель председателя Пинского райисполкома Федор Корольчук, отмечают в районе по 5—6 столетних юбилеев старейших жительниц Полесья. А вот единственный за последние 30 лет долгожитель — кстати, дед моего собеседника — не так давно умер на 101-м году жизни.
Поэтому хранят старинные обряды в основном женщины и передают их дочерям: “неколiшнi” песни — полевые и “жнiўныя”, “вясельныя” и осенние, то, как надо принимать в этот мир новорожденного человека, как женить или выдавать замуж, как провожать в последний путь, как растить хлеб и выбирать место для постройки дома. Потому и называются народные фольклорные коллективы пинских деревенек в основном “женскими” именами — “Дударыхi”, “Чабатухi”, “Багатухi”, “Палесяначка”, “Каравайнiчкi”. Мужчин в фольклорных коллективах немного. Их жены не пускают, рассказали мне местные жительницы. Боятся, что мужчина положит глаз на какую-нибудь певунью. Женщины, по их собственному признанию, на Полесье ревнивые. Пожалуй, единственное исключение — коллектив “Лагiшынскiя музыкi”, состоящий сплошь из представителей сильного пола. Но там — одни холостяки, пояснили мне.
— Такой уж мы народ — полешуки. Сохраняем обряды, потому что хотим, чтобы наша жизнь была построена в согласии с законами Божьими и человеческими, — говорит директор Дома культуры деревни Лыще Пинского района Людмила Гузаревич. — К примеру, когда венчается молодая пара, она должна быть в церкви только одна и стоять обязательно напротив алтаря. Ни в коем случае не так, как сейчас делают в городах — венчают несколько пар за один раз. Старые люди говорят: те пары, которые стоят по бокам от алтаря, вряд ли будут жить вместе. Верить или не верить старикам? Но посмотрите, сколько сейчас разводов! Надо, чтобы жених с невестой не разлучились во время похода в церковь, к алтарю, чтобы между ними никто не прошел. Мы уже почти везде в Беларуси забыли такой обычай: молодые должны пожимать руку гостям исключительно через платок. Позавидовала подружка невесте — и передала негатив через рукопожатие. А платок уменьшит эту связь, не даст сбыться плохому пожеланию.
Молодежи в деревнях Пинщины немного: разъехались учиться в города, да там и остались. Но ладить свадьбу все чаще выходцы с Пинщины возвращаются в родные деревни, чтобы все тонкости обряда были соблюдены. Если за пять месяцев прошлого года в районе было заключено 63 брака, то за аналогичный период нынешнего года — уже 120. Девушки, рассказали мне, и сегодня стараются выбрать платье поскромнее, без кринолинов, корсета и декольте, а то ведь в деревне на такую модницу посмотрят косо. И по-прежнему здесь, на Полесье, вэлюм (фата) — это не легкомысленная вуаль с диадемой, а что-то наподобие арочки, бережно укрывающей голову невесты. Вэлюм обладает свойствами оберега. На Пинщине верят: если у ребенка болит животик или режутся зубки, мать должна положить в люльку свой свадебный вэлюм — малыш сразу успокоится и заснет. И, как и в старину, “богатой” считается невеста, которая многое умеет делать собственными руками. А вот в церковь, рассказала режиссер праздника, ведущий методист отдела культуры Пинского райисполкома Галина Рабцевич, нынешние молодые предпочитают ездить на машинах. А еще 4—5 десятилетий назад на телеги укладывалось для мягкости сено, которое сверху накрывалось “радугой” — полотном с полосками цветов солнечного спектра. На таких повозках, запряженных лошадьми с лентами в гривах и колокольчиками на дуге, ехали к алтарю молодые и их гости.
Каравайницы
Каравай — не только обязательный атрибут исконной белорусской свадьбы, но и одно из главных действующих лиц свадебного обряда. О нем так и говорят, как о живом, одушевленном существе: “молодых дарят при каравае”. Испокон веков каравай символизирует солнце, дающее жизнь. Если свадебный каравай получился не пышным, а особенно если треснул, в этом в старину видели дурной знак: не будет молодым в семье счастливой жизни. Причем на испечение каравая дается только одна попытка. Испечь другой вместо неудачного нельзя. Поэтому в каждой полесской деревне была каравайница — пожилая женщина, мастерски выпекающая караваи для свадеб и пользующаяся особым почетом и уважением. Есть каравайницы в деревнях Пинщины и сегодня.  Чтобы стать каравайницей, надо обязательно быть из “хорошей семьи” — то есть замужней, живущей в ладу с мужем и детьми. Этот высокий “пост” может занять вдова, но разведенная, старая дева или бездетная — никогда. Каравайница знает четкую, как в аптеке, рецептуру и маленькие хитрости, чтобы сдоба не треснула и не осела. Точно помнит, сколько полен дров надо положить в печь — ведь от этого зависит температура. Хранит в памяти несколько десятков старинных песен, каждая из которых должна петься строго на определенном этапе приготовления каравая. Но вообще-то считается, что дело не в рецептуре и температуре, а в особом даре, который дается Богом.
 У каждой каравайницы рецепт свой, собственная технология: к примеру, кто-то разводит муку теплым молоком, кто-то холодным... Каравай обычно заказывает крестная мать невесты заранее — месяца за два. “Баба Маня, в моей хрышчонай дачкi будзе вясiлле, спякi мне каравая”. За свою жизнь каравайница может испечь около сотни караваев, и каждый из них она будет помнить, ведь они будут неповторимы и внешне, и по вкусу, выше или ниже, по-разному украшены.
Как правило, создание каравая начинается за два-три дня до свадьбы. К участию приглашаются все желающие, в том числе и молодежь. Но молодежи доверяют только делать из бумаги цветочки для того, чтобы после “нарядить”, “убрать” каравай. Непосредственно к выпечке девушек и молодых женщин не допускают.
— Что может дать молодежь молодой семье? — поясняет  Людмила Гузаревич. — Счастье, долю будущей семье если и может кто-то дать, то только пожилые женщины, которые, выпекая каравай, заложат в него и свою любовь, и опыт, накопленный за долгую жизнь, и заветные слова, наказы.
Елена Садовская — каравайница деревни Новоселье. Каравайницами были и мать Елены Владимировны, и свекровь. К слову, мать невесты и мать жениха в испечении свадебного каравая по традиции не участвуют. У Елены Садовской две дочки “на выданье”, но “каравая печь” им будет другая каравайница.
На каравай надо 4 килограмма муки, рассказывает Елена Владимировна. Сначала “рощину роблять”: греют молоко, добавляют в него сахар (как правило, немного, ведь свадебный каравай не должен быть сладким), пять яиц и 400 граммов масла. Чаще, чем сливочное масло, используется подсолнечное, алей. На каравай уходит также 200 граммов дрожжей. Рощина подходит в теплом месте, потом добавляется мука до густоты и тесто вновь ставят подходить. Летом каравай подходит быстро — за три часа вырастает втрое. Потом его замешивают. Хорошо вымесить каравай — это искусство.
— Я обычно снизу каравая выкладываю зерном крестик — на счастье, на богатство молодым, — рассказывает Елена Владимировна. — Потом перекрестишь каравай и — с Богом, ставишь его в печь.
По словам собеседницы, приготовление свадебного каравая требует много физических сил. А еще каравайница тратит много нервов — переживает, чтобы каравай вышел красивым, румяным, пышным, чтобы не треснул, сохрани Боже. Пока каравай готовят, ему в песнях “рассказывают” про молодую и молодого, о том, как изменится жизнь и обязанности девушки после вступления в брак и чего каравайница желает создающейся семье. Песнями сопровождается и “убирание” каравая. Свадебный каравай украшается бумажными цветами, розочками из теста, запеченными в печи, и так называемыми “шишками”.
— Шишки — это с родимого дерева — сливы, вишни, абрикосы берут подвояные, потрояные ветки. Их обкручивают тестом и опекают в печи.
Лестница в небо
Свадебный обряд невозможен и без рушников, причем семи видов.
— Два рушника навязывались сватам накрест через плечо. Одним связывались руки молодого и молодой, когда их обводили вокруг алтаря. Нужен рушник под каравай, на икону, нужен в церковь, — перечисляет начальник отдела культуры Пинского райисполкома Тамара Лебедевская. — Обязательно нужен был специальный рушник под ноги молодым. В народе говорят: “На ручнiк устаць — век адзiн аднаго кахаць”. Эта традиция соблюдается на Пинщине даже при современной регистрации брака в загсе.
Свадебные рушники передаются из поколения в поколение, и чем старше рушник, тем, считается, больше счастья он принесет молодым.
— Рушники, которые мне дала моя мама, я передам своей дочери, когда придет время выдавать ее замуж, — рассказывает Людмила Гузаревич. — А моя старшая сестра свои рушники — еще бабушкины — уже отдала дочке.
Обрядовые рушники, представленные на выставке первого районного фестиваля “Колеры Палесся”, были собраны у старейших жительниц деревень Пинщины. Можно было увидеть практически музейные образцы, которым больше 100—150 лет.
— Полесские рушники не украшались яркими, крупными цветами. На рушнике, которым связывались руки молодых у алтаря, вышивались голубки. На остальных чаще всего вышивалась лишь полоска по полю рушника, — говорит Людмила Гузаревич. — Полоски — это лестница в небо для молодых, путь к счастью. Чем больше полосок, чем длиннее лестница, тем проще молодым подняться к небу. Но тем сложнее вышить такую лестницу. Вот этому рушнику больше ста лет. Видите, какая большая лестница — частые полоски по всему полю. А вот на этом рушнике полоски лишь по краю. Выше — карабкайся, как уж получится. Хотя в этом случае на помощь приходит вытканный узор, который на свадебном рушнике, как правило, тоже состоит из “перегородок”, полосок, чтобы можно было “зацепиться”.

Фестиваль народной культуры “Колеры Палесся” будет проходить раз в три года. На очереди рождество, дожинки и зажинки, родины, крестины, Троица. На очереди — новые деревеньки с неповторимыми обрядами и бережно сохраненными старинными традициями, с ласковыми, напевными названиями, которые станут новыми столицами фестиваля. И, возможно, этот яркий праздник перешагнет границы Пинского района, чтобы привнести в современные квартиры и коттеджи чуточку целебного тепла печи, а в души урбанизированных современных людей — мудрость предков, живших в гармонии и согласии с окружающим миром.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter