Край мудрых женщин
Пинщина — земля долгожительниц. Каждый год, рассказывает заместитель председателя Пинского райисполкома Федор Корольчук, отмечают в районе по 5—6 столетних юбилеев старейших жительниц Полесья. А вот единственный за последние 30 лет долгожитель — кстати, дед моего собеседника — не так давно умер на 101-м году жизни.
Поэтому хранят старинные обряды в основном женщины и передают их дочерям: “неколiшнi” песни — полевые и “жнiўныя”, “вясельныя” и осенние, то, как надо принимать в этот мир новорожденного человека, как женить или выдавать замуж, как провожать в последний путь, как растить хлеб и выбирать место для постройки дома. Потому и называются народные фольклорные коллективы пинских деревенек в основном “женскими” именами — “Дударыхi”, “Чабатухi”, “Багатухi”, “Палесяначка”, “Каравайнiчкi”. Мужчин в фольклорных коллективах немного. Их жены не пускают, рассказали мне местные жительницы. Боятся, что мужчина положит глаз на какую-нибудь певунью. Женщины, по их собственному признанию, на Полесье ревнивые. Пожалуй, единственное исключение — коллектив “Лагiшынскiя музыкi”, состоящий сплошь из представителей сильного пола. Но там — одни холостяки, пояснили мне.
— Такой уж мы народ — полешуки. Сохраняем обряды, потому что хотим, чтобы наша жизнь была построена в согласии с законами Божьими и человеческими, — говорит директор Дома культуры деревни Лыще Пинского района Людмила Гузаревич. — К примеру, когда венчается молодая пара, она должна быть в церкви только одна и стоять обязательно напротив алтаря. Ни в коем случае не так, как сейчас делают в городах — венчают несколько пар за один раз. Старые люди говорят: те пары, которые стоят по бокам от алтаря, вряд ли будут жить вместе. Верить или не верить старикам? Но посмотрите, сколько сейчас разводов! Надо, чтобы жених с невестой не разлучились во время похода в церковь, к алтарю, чтобы между ними никто не прошел. Мы уже почти везде в Беларуси забыли такой обычай: молодые должны пожимать руку гостям исключительно через платок. Позавидовала подружка невесте — и передала негатив через рукопожатие. А платок уменьшит эту связь, не даст сбыться плохому пожеланию.
Молодежи в деревнях Пинщины немного: разъехались учиться в города, да там и остались. Но ладить свадьбу все чаще выходцы с Пинщины возвращаются в родные деревни, чтобы все тонкости обряда были соблюдены. Если за пять месяцев прошлого года в районе было заключено 63 брака, то за аналогичный период нынешнего года — уже 120. Девушки, рассказали мне, и сегодня стараются выбрать платье поскромнее, без кринолинов, корсета и декольте, а то ведь в деревне на такую модницу посмотрят косо. И по-прежнему здесь, на Полесье, вэлюм (фата) — это не легкомысленная вуаль с диадемой, а что-то наподобие арочки, бережно укрывающей голову невесты. Вэлюм обладает свойствами оберега. На Пинщине верят: если у ребенка болит животик или режутся зубки, мать должна положить в люльку свой свадебный вэлюм — малыш сразу успокоится и заснет. И, как и в старину, “богатой” считается невеста, которая многое умеет делать собственными руками. А вот в церковь, рассказала режиссер праздника, ведущий методист отдела культуры Пинского райисполкома Галина Рабцевич, нынешние молодые предпочитают ездить на машинах. А еще 4—5 десятилетий назад на телеги укладывалось для мягкости сено, которое сверху накрывалось “радугой” — полотном с полосками цветов солнечного спектра. На таких повозках, запряженных лошадьми с лентами в гривах и колокольчиками на дуге, ехали к алтарю молодые и их гости.
Каравайницы
Каравай — не только обязательный атрибут исконной белорусской свадьбы, но и одно из главных действующих лиц свадебного обряда. О нем так и говорят, как о живом, одушевленном существе: “молодых дарят при каравае”. Испокон веков каравай символизирует солнце, дающее жизнь. Если свадебный каравай получился не пышным, а особенно если треснул, в этом в старину видели дурной знак: не будет молодым в семье счастливой жизни. Причем на испечение каравая дается только одна попытка. Испечь другой вместо неудачного нельзя. Поэтому в каждой полесской деревне была каравайница — пожилая женщина, мастерски выпекающая караваи для свадеб и пользующаяся особым почетом и уважением. Есть каравайницы в деревнях Пинщины и сегодня. Чтобы стать каравайницей, надо обязательно быть из “хорошей семьи” — то есть замужней, живущей в ладу с мужем и детьми. Этот высокий “пост” может занять вдова, но разведенная, старая дева или бездетная — никогда. Каравайница знает четкую, как в аптеке, рецептуру и маленькие хитрости, чтобы сдоба не треснула и не осела. Точно помнит, сколько полен дров надо положить в печь — ведь от этого зависит температура. Хранит в памяти несколько десятков старинных песен, каждая из которых должна петься строго на определенном этапе приготовления каравая. Но вообще-то считается, что дело не в рецептуре и температуре, а в особом даре, который дается Богом.
У каждой каравайницы рецепт свой, собственная технология: к примеру, кто-то разводит муку теплым молоком, кто-то холодным... Каравай обычно заказывает крестная мать невесты заранее — месяца за два. “Баба Маня, в моей хрышчонай дачкi будзе вясiлле, спякi мне каравая”. За свою жизнь каравайница может испечь около сотни караваев, и каждый из них она будет помнить, ведь они будут неповторимы и внешне, и по вкусу, выше или ниже, по-разному украшены.
Как правило, создание каравая начинается за два-три дня до свадьбы. К участию приглашаются все желающие, в том числе и молодежь. Но молодежи доверяют только делать из бумаги цветочки для того, чтобы после “нарядить”, “убрать” каравай. Непосредственно к выпечке девушек и молодых женщин не допускают.
— Что может дать молодежь молодой семье? — поясняет Людмила Гузаревич. — Счастье, долю будущей семье если и может кто-то дать, то только пожилые женщины, которые, выпекая каравай, заложат в него и свою любовь, и опыт, накопленный за долгую жизнь, и заветные слова, наказы.
Елена Садовская — каравайница деревни Новоселье. Каравайницами были и мать Елены Владимировны, и свекровь. К слову, мать невесты и мать жениха в испечении свадебного каравая по традиции не участвуют. У Елены Садовской две дочки “на выданье”, но “каравая печь” им будет другая каравайница.
На каравай надо 4 килограмма муки, рассказывает Елена Владимировна. Сначала “рощину роблять”: греют молоко, добавляют в него сахар (как правило, немного, ведь свадебный каравай не должен быть сладким), пять яиц и 400 граммов масла. Чаще, чем сливочное масло, используется подсолнечное, алей. На каравай уходит также 200 граммов дрожжей. Рощина подходит в теплом месте, потом добавляется мука до густоты и тесто вновь ставят подходить. Летом каравай подходит быстро — за три часа вырастает втрое. Потом его замешивают. Хорошо вымесить каравай — это искусство.
— Я обычно снизу каравая выкладываю зерном крестик — на счастье, на богатство молодым, — рассказывает Елена Владимировна. — Потом перекрестишь каравай и — с Богом, ставишь его в печь.
По словам собеседницы, приготовление свадебного каравая требует много физических сил. А еще каравайница тратит много нервов — переживает, чтобы каравай вышел красивым, румяным, пышным, чтобы не треснул, сохрани Боже. Пока каравай готовят, ему в песнях “рассказывают” про молодую и молодого, о том, как изменится жизнь и обязанности девушки после вступления в брак и чего каравайница желает создающейся семье. Песнями сопровождается и “убирание” каравая. Свадебный каравай украшается бумажными цветами, розочками из теста, запеченными в печи, и так называемыми “шишками”.
— Шишки — это с родимого дерева — сливы, вишни, абрикосы берут подвояные, потрояные ветки. Их обкручивают тестом и опекают в печи.
Лестница в небо
Свадебный обряд невозможен и без рушников, причем семи видов.
— Два рушника навязывались сватам накрест через плечо. Одним связывались руки молодого и молодой, когда их обводили вокруг алтаря. Нужен рушник под каравай, на икону, нужен в церковь, — перечисляет начальник отдела культуры Пинского райисполкома Тамара Лебедевская. — Обязательно нужен был специальный рушник под ноги молодым. В народе говорят: “На ручнiк устаць — век адзiн аднаго кахаць”. Эта традиция соблюдается на Пинщине даже при современной регистрации брака в загсе.
Свадебные рушники передаются из поколения в поколение, и чем старше рушник, тем, считается, больше счастья он принесет молодым.
— Рушники, которые мне дала моя мама, я передам своей дочери, когда придет время выдавать ее замуж, — рассказывает Людмила Гузаревич. — А моя старшая сестра свои рушники — еще бабушкины — уже отдала дочке.
Обрядовые рушники, представленные на выставке первого районного фестиваля “Колеры Палесся”, были собраны у старейших жительниц деревень Пинщины. Можно было увидеть практически музейные образцы, которым больше 100—150 лет.
— Полесские рушники не украшались яркими, крупными цветами. На рушнике, которым связывались руки молодых у алтаря, вышивались голубки. На остальных чаще всего вышивалась лишь полоска по полю рушника, — говорит Людмила Гузаревич. — Полоски — это лестница в небо для молодых, путь к счастью. Чем больше полосок, чем длиннее лестница, тем проще молодым подняться к небу. Но тем сложнее вышить такую лестницу. Вот этому рушнику больше ста лет. Видите, какая большая лестница — частые полоски по всему полю. А вот на этом рушнике полоски лишь по краю. Выше — карабкайся, как уж получится. Хотя в этом случае на помощь приходит вытканный узор, который на свадебном рушнике, как правило, тоже состоит из “перегородок”, полосок, чтобы можно было “зацепиться”.
Фестиваль народной культуры “Колеры Палесся” будет проходить раз в три года. На очереди рождество, дожинки и зажинки, родины, крестины, Троица. На очереди — новые деревеньки с неповторимыми обрядами и бережно сохраненными старинными традициями, с ласковыми, напевными названиями, которые станут новыми столицами фестиваля. И, возможно, этот яркий праздник перешагнет границы Пинского района, чтобы привнести в современные квартиры и коттеджи чуточку целебного тепла печи, а в души урбанизированных современных людей — мудрость предков, живших в гармонии и согласии с окружающим миром.