За последние пять лет по требованию профсоюзов на рабочем месте восстановили более 400 человек

Встали за работника горой

Потерять работу обидно, а квалифицированному работнику, да еще в возрасте 55 плюс, обидно вдвойне. А если речь идет о профессии, по которой в городе больше нет вакансий, дело принимает еще более острый оборот. Гомельскому огранщику в конце прошлого года не продлили контракт. Он счел свое увольнение незаконным и обратился за поддержкой в профсоюзы. Что из этого получилось, узнала кореспондент «Р».

История одного контракта

Иван Лой на гомельском предприятии «Кристалл» трудился около четверти века. Он огранщик самой высокой квалификации — имеет шестой разряд. Его дважды признавали лучшим по профессии. В последнее время норматив выполнял на 300 процентов, то есть, по сути, работал за двоих, а то и за троих.

С добросовестным специалистом наниматель обязан предложить продлить контракт на максимальный срок — в пределах пяти лет. А по истечении пятилетнего срока новый контракт должен заключаться сразу на три года.

— Оплата труда у нас сдельно-премиальная, поэтому, если хочешь заработать, приходится усердствовать, — рассказывает Иван. — Замечаний мне по поводу качества работы или дисциплины со стороны руководства не было. Поэтому уведомление о том, что со мной не продляют контракт, для меня, признаюсь, было неожиданностью. Мне 58 лет, до выхода на пенсию по возрасту нужно еще отработать четыре года. Льготную пенсию за вредные условия я-то заработал, но силы и желание продолжать трудиться по специальности еще есть. К тому же, признаюсь, и личные обстоятельства требуют занятости — на мне кредит…

Иван написал встречное письмо о желании продлить трудовые отношения, но наниматель его отклонил. Тогда Лой обратился в Гомельское областное объединение профсоюзов к главному правовому инспектору труда Екатерине Филипцовой. Вместе с еще одним правовым инспектором труда Вячеславом Родневым они представляли интересы уволенного в суде.

— Свою позицию мы основывали на норме, которая содержится в местном областном соглашении между облисполкомом, областным союзом нанимателей и областными профсоюзами, — прокомментировал Вячеслав Роднев. — Пункт 3-2-9 предусматривает продление контрактов с добросовестными работниками, которые не нарушают производственную, трудовую и исполнительскую дисциплину, на максимальный срок.

Свою обязанность продлевать контракт наниматель пытался оспорить. Он ссылался на то, что норма не содержится в коллективном трудовом договоре, а областное соглашение, являясь всего лишь нормативным актом, носит рекомендательный характер. Были запрошены мнения всех сторон соглашения, поскольку в первую очередь толковать его имеют право те, кто его подписал. Областной союз нанимателей поддержал позицию нанимателя. Облисполком же счел норму обязательной. Такой же оказалась позиция профсоюзов, а также прокуратуры. Попытку нанимателя выдать работника за недобросовестного суд счел необоснованной: документального подтверждения фактов привлечения к ответственности за нарушения дисциплины Ивана Лоя предоставлено не было.

В результате суд, учтя все доводы, решил восстановить опытного огранщика на прежнем месте. Кроме того, он обязал нанимателя выплатить работнику около 1800 рублей денежной компенсации за вынужденные прогулы.

Уже две недели как Иван Лой трудится на предприятии на прежней должности.

— Мне предложили подписать контракт на три года, — констатировал он и отметил, что после всего произошедшего какого-либо негативного отношения к себе не ощутил.

Гарантии закрепил и кодекс

Сохранить рабочее место Ивану Лою помогла норма местного соглашения между нанимателем, исполкомом и профсоюзами. Но с 28 января 2020 года дополнительные гарантии занятости для хороших работников прописаны в главном документе страны, регулирующем отношения между нанимателем и работниками, — Трудовом кодексе. ФПБ в прошлом году инициировала нововведения и добилась их законодательного закрепления.

Проще говоря, сегодня, когда возникает вопрос продления контракта с добросовестным специалистом, после его окончания (если обе стороны договорились продолжить отношения) наниматель обязан будет предложить заключить контракт на максимальный срок — в пределах пяти лет. Если по истечении пятилетнего срока наниматель и работник намерены продолжать трудовые отношения, то новый контракт должен быть сразу на 3 года. Кроме того, после окончания пятилетнего контракта наниматель вправе заключить с добросовестным работником трудовой договор на неопределенный срок.

Восстановленная репутация

28-летняя жительница Калинковичей Инна Мушковец тоже попала в крайне неприятную ситуацию. В 2018 году она устроилась работать продавцом в летнее кафе, но вскоре ее перевели на место уволенного сотрудника в магазин. Спустя четыре месяца, придя на работу, она вдруг узнает, что магазин закрывается, а за ней и ее заведующей числится недостача в 5000 рублей.

Пять месяцев жительница Калинковичей не могла устроится на работу, потому что в ее трудовой была запись об увольнении за утрату доверия.
Архивное фото
— Меня как обухом по голове ударили, — рассказывает девушка. — Везде, где я до этого работала, у меня не было ни одного рубля недостачи, а тут такая огромная сумма!

Продавец, конечно, лицо материально ответственное. Однако документа, где бы четко была прописана сумма недостачи и ее обоснование, работницам не показали. Зато потребовали написать заявления на отпуск за свой счет, а все это время провести в магазине — срочно передавать дела.

— А потом мне предложили подписать документы об увольнении задним числом, — вспоминает Инна. — Я, конечно же, отказалась! В итоге в трудовой книжке появилась запись, что я уволена по 47-й статье, то есть за утрату доверия. Не могу описать словами, что я тогда чувствовала!

Женщина обратилась в суд, чтобы изменить формулировку в трудовой книжке и возместить моральный ущерб, но ее исковые требования сочли необоснованными. Пять месяцев женщина сидела без работы и, хоть и стала на учет в службе занятости, трудоустроиться не могла — какой руководитель рискнет взять продавца, уволенного за утрату доверия? В отчаянии она попросила поддержки в профсоюзах, а вскоре ситуацией заинтересовалась и прокуратура.

Как рассказал правовой инспектор труда Гомельской областной профсоюзной организации работников АПК Валерий Армушевич, представлявший интересы Инны Мушковец в суде, увольнение признали незаконным, запись в трудовой книжке — недействительной. Благодаря этому честное имя молодой женщины было восстановлено, она смогла устроиться продавцом в магазин одной из известных торговых сетей.

КОММЕНТАРИЙ

Марина ЛАЗАРЬ, начальник главного управления юридической работы и правового обеспечения аппарата совета ФПБ:

— За последние пять лет профсоюзы выявили 206 706 нарушений законодательства о труде. При этом 96 процентов от всех выявленных нарушений наниматели  устранили. По требованию профсоюзов работникам возвращено порядка 20 млн рублей незаконно удержанных или невыплаченных денежных сумм и восстановлено на работе 418 человек.

С 2018 года действует специальная профсоюзная юридическая служба. Она защищает права работников в судах по спорам, касающимся трудовых правоотношений. Каждый месяц в районах и городах проводятся профсоюзные правовые приемы граждан. Всего на таких приемах принято 16 745 человек.

За пять последних лет ФПБ рассмотрела и внесла предложения в 418 проектов нормативных правовых актов, касающихся трудовых и социально-экономических прав и интересов работников. Впервые национ­альный профцентр наравне с государственными органами выступил одним из разработчиков законопроекта по изменению Трудового кодекса. Федерация профсоюзов внесла более 40 предложений по изменению 30 статей.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter