За памятником жертвам фашизма в деревне Олень ухаживают работники сельсовета, школьники и родные погибших

Вспомнить всех поименно

Все больше времени отделяет нас от Великой Отечественной войны, но никто из погибших от рук гитлеровцев и их пособников не будет забыт. 

Свидетелей не осталось

Деревня Олень Семукачского сельсовета стоит на взгорке, внизу протекает речка, со всех сторон — лес. На деревенском кладбище установлен памятник местным жителям, замученным фашистскими захватчиками 14 августа 1942 года. Здесь увековечены имена 47 сельчан. 

К сожалению, свидетелей тех страшных событий в живых уже не осталось. Последний из них, Есиповский Алексей Павлович, умер этой зимой в возрасте 93 лет. Сейчас в деревне живут 20 человек, 11 из которых — пенсионеры. Но летом приезжает много дачников: в шести километрах от деревни Олень останавливается дизель-поезд. 

68-летняя могилевчанка Валентина Николаевна Соломеина знает о тех событиях из рассказов своей мамы Анастасии Тихоновой, которая незадолго до войны окончила медучилище, а в военное лихолетье была разведчицей и медсестрой в партизанском отряде. 

Валентина Николаевна рассказывает:

— Со слов мамы, деревенские полицаи и предатели показали фашистам дома, в которых жили близкие красноармейцев и тех, кто ушел в партизаны. 14 августа гитлеровцы провели карательную операцию: заходили в избы, где жили родители, жены и дети защитников Родины. Всех, кого заставали здесь, расстреливали, а затем многие хатки поджигали. 

Мать Валентины Николаевны вместе с другими партизанами в тот день как раз шла в деревню навестить родителей. Подойдя совсем близко, они увидели вооруженных людей на улице, услышали выстрелы и спрятались в высокой ржи. Но когда запылала родительская хата, медсестра вышла из укрытия, бросилась спасать близких. К счастью, гитлеровцев на подворье уже не было. 

На пороге горящего дома лежала тяжелораненая, но живая Анна — мать Анастасии. Своего отца Василия Тихонова партизанка нашла убитым, как и его сестру Маланью. Погибла и дочь Василия Марьяна, муж которой был комиссаром в партизанском отряде. 

А Анну удалось спасти. В тот день партизаны отнесли ее на руках к пасечнику, который жил поблизости. Фашисты его не трогали, так как брали у него мед. Раненую сельчанку удалось выходить, и жила она после этого еще долго. Валентина Соломеина была школьницей, когда ее бабушка Анна умерла в возрасте 90 лет. 

Прошлое нуждается в изучении

Местные жители говорят: лет 20 назад события 14 августа 1942 года, возможно, удалось бы восстановить более точно. Но сегодня о них можно говорить только в пересказе со слов тех, кто общался с очевидцами. 

Памятник в деревне Олень закреплен за учебно-педагогическим комплексом «Семукачский детский сад — средняя школа», работники и учащиеся которого заботливо за ним ухаживают. Директор УПК Виктория Шараева рассказывает то, что слышала от старожилов о происходившем в далеком 1942 году:

— По словам местных жителей, в августе 1942-го партизаны пришли выбить фашистов из деревни Олень. Двое немцев были убиты, погибли и несколько партизан, остальным пришлось отступить. На следующий день фашисты провели карательную операцию, так как сельчане помогали партизанам. Немцы собрали стариков, детей, женщин на окраине деревни, заставили выкопать яму-могилу, а потом всех расстреляли. 

Местные жители поясняют, что в тот роковой день большинство сельчан гитлеровцы согнали в одно место, а затем еще и прошлись по деревне, чтобы проверить, не остался ли кто-нибудь в домах. 

Историк, краевед, писатель Николай Борисенко говорит вот что:

— К сожалению, неизвестных страниц истории Великой Отечественной войны не меньше, чем хорошо изученных. Обычно историки восстанавливают события тех лет, основываясь на актах, сообщениях Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, которая была создана и работала сразу после освобождения Беларуси. Но нужно иметь в виду, что 70—80 % сельских жителей в 1944—1945 годах были малограмотными, четыре класса считались неплохим образованием. Не все могли четко изложить свои мысли, подробно рассказать о событиях, участниками или очевидцами которых они стали. Не надо забывать и о человеческом факторе: рассказывая о том, что пережили, люди не всегда могли четко определить масштабы карательных операций, число погибших, некоторые путались и в хронологии событий. Чтобы составить полную картину, мы, историки, должны тщательно изучить и материалы сохранившихся немецких архивов, сравнить полученные сведения. К сожалению, пока ни в каких источниках подробно не описывается, что произошло в деревне Олень в августе 1942 года. Хотя доподлинно известно, что территория Семукачского сельсовета в годы минувшей войны была партизанским краем. Уверен, обязательно найдется хороший краевед, который более полно изучит подробности карательной операции и поделится результатами своих исследований. Кроме того, факты о геноциде белорусского народа сегодня расследует Генеральная прокуратура, так что рано или поздно мы узнаем всю правду. 

Список дополняется

Несмотря на то что о событиях августа 1942 года в деревне Олень Могилевского района остались довольно скупые сведения, тропа к памятнику жертвам фашизма — мирным жителям — не зарастает. Еще в 1976-м здесь была установлена стела, затем в 2008 году ее заменили на новый гранитный памятник. В 2010-м вокруг монумента установили бетонное ограждение, а в прошлом году вокруг него спилили 17 деревьев, находившихся в аварийном состоянии. За эти годы было установлено еще несколько жертв фашизма, их список дополнился. Председатель Семукачского сельисполкома Тамара Укружская отмечает:

— Мы постоянно следим за всеми воинскими захоронениями и памятниками мирным жителям, уничтоженным гитлеровцами. Забывать о трагических страницах истории мы не имеем права. 

Сейчас двоюродная сестра Валентины Николаевны Соломеиной Таисия Григорьевна каждое лето живет в родительском доме, использует его под дачу. Вместе с племянниками она часто приходит к монументу, приносит живые цветы.

Не зарастает тропа к обелиску

Работники и учащиеся семукачской школы поддерживают порядок у обелиска: косят траву, приносят цветы, дважды в год подкрашивают ограждение. 

Девятиклассница Алена Церковная говорит: 

— Мы, молодое поколение, должны знать историю и чтить память предков, помнить, какой ценой достигнута Победа. Территория памятника около деревни Олень закреплена за нашей школой. Во время проведения трудовой акции «Обелиск» с ранней весны до поздней осени мы убираем сухую листву, ветки, мусор. 

Восьмиклассник Владислав Иванченко добавляет:

— Мы красим ограждение памятника, обновляем надписи. Во время памятных дат возлагаем цветы, чтим память погибших. Мы помним тех, кто отдал свою жизнь, чтобы мы жили под мирным небом.

Юлия Степанькова, главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского райисполкома: 

— Братская могила жертв войны № 6271 находится в 0,6 км севернее деревни Олень Семукачского сельсовета. Здесь захоронены 46 мирных жителей и военнопленный, расстрелянные немецко-фашистскими захватчиками 14 августа 1942 года. 

Всего на территории Могилевского района по состоянию на 1 июня захоронено 18 527 погибших, из которых 15 949 — мирные граждане, жертвы геноцида белорусского народа в годы войны. Известными значатся 1757 человек. 

Рабочая группа при Могилевском райисполкоме в рамках расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны провела большую работу по установлению обстоятельств гибели мирных жителей и уничтожения населенных пунктов. Сельисполкомы отработали 115 населенных пунктов района — всего их у нас 273, опросили около 19 000 человек.

На основании свидетельских показаний в 2021 году установлены 15 ранее неучтенных ­захоронений военного периода. Все они поставлены на государственный учет. 

mendeleva@sb.by

Фото предоставлено Могилевским райисполкомом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter