Вспомним всех поименно

Как награды находят героев
Как награды находят героев

К ордену Красной Звезды Александр Терентьевич Дрейчук представлялся дважды. В 1941 и 1944 годах — во время обороны и освобождения Могилева. Вот только получил он лишь одну награду — за мужество, проявленное в конце войны. То, что приключилось с ним в начале Великой Отечественной и стало поводом для представления к первому ордену, долгие годы оставалось семейной легендой. Без официального подтверждения. Истина прояснилась совсем недавно...

Тайна черного ящика

В прошлом году в Чаусском районе на месте боев последней войны были найдены металлические ящики.

— На краю леса между деревнями Самулки и Чернолесье на них натолкнулись местные жители, — рассказывает Олег Пусков, директор школы в деревне Романовичи, заместитель председателя Могилевского районного Общества охраны памятников истории и культуры. — Доверху заполненные старыми пожелтевшими бумагами, они торчали из земли, а один кто–то достал на поверхность.

Когда стали разбирать содержимое, оказалось — это документы 20–го механизированного корпуса, защищавшего в июле 1941 года Могилев. Немцы «замкнули» красноармейцев, когда те пытались прорваться во время отступления. Оказавшись в окружении, командованию корпуса ничего не оставалось, как схоронить ценные документы.

Теперь исторические бумаги находятся в Могилевском областном военкомате. Многие из них повреждены. Самые интересные — реляции о представлении к наградам 155 солдат.

— Список я послал в Москву, в Союз поисковых отрядов России, — продолжает Олег Владимирович. — Из 155 человек удалось выяснить судьбу шестнадцати. Почти никто не дожил до нашего времени, но родственники отыскались по всему бывшему Союзу. Из Москвы мне сообщили, что в Воложинском районе должен жить еще один солдат. Я и не надеялся, когда набирал номер его телефона, что сам герой поднимет трубку...

У стен Могилева

Ветеран нашелся в деревне Лоск Воложинского района. О представлении к награде он догадывался, но саму реляцию услышал впервые от Олега Пускова:

«Дрейчук Александр Терентьевич. 1917 года рождения, комсомолец, образование — 7 классов. Украинец. Женат — Майзнер Эстер Менделевна. Винницкая область, Хмельницкий район, с. Шевченко.

Военфельдшер Александр Терентьевич под м. Свислочь 1.07.41 г. дважды выносил раненого командира батальона под ураганным огнем. С этим же командиром батальона т. Дрейчук переправился вплавь через р. Березину, чем спас жизнь командира батальона. Храбро руководил взводом носильщиков во время боя. Заслуживает награды «Орден Красной звезды».

Служил Дрейчук в 644–м стрелковом полку 210–й мотодивизии того самого 20–го механизированного корпуса, полегшего на опушке леса, на границе Могилевского и Чаусского районов. Как старшине санитарного взвода, а затем роты ему выпало задание — переправить раненого командира на «большую землю». На руках у фельдшера не было ни карты, ни компаса. Приходилось двигаться наугад. Главным препятствием стала Березина. К счастью, из–за жаркой погоды широкая и обычно глубокая река не выглядела так устрашающе, как обычно. Отыскалась и лодка. Вот только коня пришлось привязать и оставить на берегу.

— Как же я удивился, когда на середине реки услышал, что за моей спиной кто–то барахтается: это медленно, порой опускаясь с головой под воду, плыла наша лошадка. А за ней следовала и повозка, — вспоминает Александр Терентьевич.

Когда командира доставили в Могилев, там вовсю шла эвакуация. Госпиталь переместился в вагоны, с минуты на минуту готовые к отправке на восток.

Вскоре после возвращения Дрейчука корпус был разбит. Рекомендация к награде за мужество скрылась в сейфе под землей...

Во время освобождения Могилева в 1944–м отряд, в котором воевал Дрейчук, влился в действующую армию. И там военфельдшер опять проявил себя человеком незаурядным и отважным. Когда был убит командир батальона, Александр Терентьевич остался единственным из офицеров, взял на себя командование и поднял роту в атаку. Был ранен. Пуля прошла навылет. Говорит, спасло лишь то, что трое суток ничего не ел — инфекция не попала в организм, и он выжил.

За свою находчивость и заслужил вторую Красную Звезду. А из–за той, первой, особо не переживал, лишь иногда вспоминал горячее лето 41–го и прохладные воды Березины.

Момент истины

В середине марта этого года министр обороны Леонид Мальцев подписал поздравительный адрес на имя Александра Дрейчука, где особо отметил его заслуги перед Беларусью.

— К сожалению, настоящий орден сейчас вручить ветерану нереально из–за того, что обнаружена лишь реляция, а не указ о награждении, — говорит Вячеслав Ременчик, руководитель пресс–службы Министерства обороны. — Александр Терентьевич, как гласят документы, «заслуживает» ордена Красной Звезды. Но это не приказ, а характеристика.

Многие бывшие фронтовики и ветераны меж тем даже не подозревают, что их годами ждут заслуженные награды. И чем ближе к нашему времени, тем чаще находят ордена и медали уже не героев, а их потомков.

— За последние пять лет только в столице и Минской области, — рассказывает Оксана Глод, ведущий специалист отделения кадров военного комиссариата Минска и Минской области, — были вручены 1 орден Красного Знамени, 3 ордена Красной Звезды, 7 орденов Славы III степени и 1 орден Славы II степени, 2 ордена Отечественной войны I степени и 5 орденов Отечественной войны II степени, 40 медалей.

— В наш комиссариат регулярно обращаются фронтовики, партизаны или их родственники с просьбой разыскать их награды, — говорит Татьяна Крайко, главный специалист Первомайского РВК Минска. — Мы посылаем документы в областной комиссариат, оттуда они поступают в управление кадров Министерства обороны, а затем — в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске, где хранятся данные по Вооруженным Силам бывшего СССР. Вот оттуда и нужно дожидаться окончательного ответа.

Проблема может возникнуть лишь в том случае, если «на складе» в России не окажется нужной награды. Ведь это ордена и медали несуществующего государства, и выдаются они из старых запасов.

Одна в поле воин

Зинаиде Билецкой, можно сказать, повезло. В 2000 году ее запрос также послали в Подольск. Выяснилось, что, кроме ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», у Чибизовой (фамилия Билецкой до замужества) значится как не врученная — с 1943 года! — медаль «За отвагу». Только 6 марта 2001 года награда прибыла в Минск и была вручена героине.

Медаль она заслужила на Курской дуге.

— Там я была контужена. Снаряд разорвался, и вместе с двумя солдатами меня завалило землей. Чудом выбралась. А те погибли. История же моего подвига такая. Как–то под вечер мы ожидали подвоза боеприпасов на «студебекере». И только они прибыли, немец начал нас обстреливать. А машина возьми и заглохни рядом с позицией батареи: ни туда ни сюда. Не дай Бог в нее попадет вражеский снаряд — все вокруг разнесет в пух и прах. Многие растерялись, не знали, что делать. А мне казалось, что война — это игра. Поэтому ничего не боялась и решилась ползти к машине, выяснить, что случилось. Кое–как вскарабкалась на высокие ступеньки, открыла дверцу... и на меня свалился водитель. Из шеи фонтаном била кровь — его ранило осколком. Я выволокла его из кабины: сама–то хрупкая девчонка, а тут на себе пришлось выносить здорового парня. Дотянула до окопа. Перевязала, а потом и санитарная машина приехала, забрала беднягу. Вот за то, что я не растерялась во время паники, спасла человека, и дали мне медаль.

Вскоре Зинаиду Филипповну перевели в другой отряд, медсестрой она прошла пол–Европы — до самой Победы. Вышла замуж, сменила фамилию. Медаль и отважная солдатка разминулись. Более чем на полвека.

Среди наград Зинаиды Филипповны медаль «За отвагу» теперь самая дорогая. Из чистого серебра, она давалась «за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнение воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни». Вообще, за военные подвиги ее удостоились более четырех миллионов человек. Но от этого награда не обесценилась. Наоборот. До сих пор считается самой почетной.

Сколько еще таких героев, как Александр Терентьевич и Зинаида Филипповна, скромно доживают свой век, не подозревая о том, что их подвиг был отмечен боевой наградой? Олег Пусков, еще в советские времена начинавший со своими учениками поисковую работу, говорит, что только на Могилевщине еще много нераскрытых военных тайн: ненайденных братских могил, секретных сейфов, покоящихся в земле с 1941 года, с реляциями, представлениями к наградам.

— Но не в наградах дело. Главное, чтобы помнили и чтили этих благородных и мужественных людей, — говорит Олег Владимирович.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter