Вспомним про здоровый эгоизм?

Верхи не могут, низы не хотят исправить демографическую ситуацию Попытки государства повысить рождаемость, упавшую в Беларуси 5 лет назад до рекордно низкой отметки, пока нельзя назвать особо удачными.
Верхи не могут, низы не хотят исправить демографическую ситуацию

Попытки государства повысить рождаемость, упавшую в Беларуси 5 лет назад до рекордно низкой отметки, пока нельзя назвать особо удачными. 94 младенца на 10 тысяч населения - это в два с половиной раза ниже среднемирового показателя и, если верить отечественным демографам, далеко не предел. Увы, дети у нас окончательно перешли из разряда "цветов жизни" в "предметы роскоши", которые хороши тем, что если и присутствуют в доме, то в единственном экземпляре.

Легче всего списать этот феномен на тяжкую жизнь: мол, в такое нестабильное время одного бы прокормить. Однако, как свидетельствует практика, материальный фактор в деле планирования семьи всегда сильно преувеличивается, более того - действует с точностью до наоборот. Можно найти достаточно "густонаселенные" островки, обитателей которых не пугают никакие трудности, - стоит только заглянуть в рабочее общежитие, где детей на единицу площади почему-то всегда больше, чем в элитном доме. Сам за себя говорит тот факт, что в Беларуси примерно две трети многодетных семей не имеют нормальных жилищных условий и продолжают увеличиваться, несмотря на практически стопроцентный риск попасть в категорию бедных. Получается, рожают самые необеспеченные - пока остальные упражняются в сложных арифметических подсчетах. Похоже, большая дружная семья хороша в трудные времена, а когда все идет как по маслу, люди предпочитают жить для себя. Эти "гримасы цивилизации", кстати, имела в виду еще Индира Ганди, когда заявила своим министрам, обеспокоенным слишком высокими темпами прироста народонаселения в Индии: "Развитие - лучший контрацептив!" Время полностью подтвердило ее правоту: высокоразвитые Италия, Испания, Чехия делят с Беларусью малопочетное место в списке стран с низкой рождаемостью, а Германия, по прогнозам, уже через 20 лет станет "государством стариков".

А может, наши женщины не хотят рожать из-за изменившихся жизненных приоритетов? Когда студенткам трех минских вузов предложили составить собственную шкалу ценностей, они, не сговариваясь, вывели на первую строчку "желание быть привлекательной", "семья" оказалась где-то в самом конце этого списка. Между тем, как показывают многочисленные опросы, больше детей хотели бы иметь почти 90 процентов представительниц прекрасной половины, 60 процентов такой шаг планируют. Вот только когда? В масштабах государства вопрос непраздный. Если хотя бы каждая сотая женщина так называемого фертильного возраста решилась бы на второго малыша, рождаемость в Беларуси сразу подскочила бы на 10 процентов и многие демографические опасения отпали сами собой. Но женщины раздумывают, время идет, а общество никак не может найти ни кнута, ни пряника, чтобы в корне изменить ситуацию. Не считать же стимулом единовременную выдачу витаминов в женской консультации или пособие на ребенка, размер которого уже просто неприлично упоминать!.. Впрочем, "подстегнуть" рождаемость толком не удается не только нам. В той же Германии ситуацию не спасают даже самые щедрые программы по поддержке молодых семей. В России разработана концепция демографической безопасности из 32 пунктов, предполагающая беспрецедентные социальные гарантии - от полугодового декретного отпуска до сохранения за женщиной средней зарплаты на все время по уходу за ребенком. А уж многодетные семьи и вовсе предполагается взять на полное довольствие - если удастся провести проект через парламентские тернии, если выбьют необходимое финансирование, если...

Скептики считают, что обществу нужно привыкать жить в новой реальности, а не пытаться переломить совершенно объективные мировые тенденции. Ведь нас, землян, и так слишком много. Достаточно сказать, что к 2012 году Индия по численности населения обгонит Китай и в этих странах сосредоточится треть человечества - примерно столько, сколько сейчас обитает на всей планете. Простой закон самосохранения требует, чтобы правило "одна семья - один ребенок" было поставлено во главу угла на всех континентах: только так человечество избавится от своих вечных страхов по поводу нехватки продовольствия, топлива и жизненного пространства и лет через 100 опять достигнет численности, что была в 60-х годах прошлого века: 3 миллиарда - все-таки не 27, которые пророчат нам отдельные футурологи. Однако демографический прогноз не может быть точен, потому что рождаемость и смертность прямо зависят от поведения людей. Кто мог в свое время предугадать, что плодами сексуальной революции станут агрессивный феминизм, культ секс-меньшинств, вспышка венерических заболеваний и, как следствие, мода на бездетность? Так что если женщины захотят, сами отрегулируют рождаемость, но для этого им нужно не столько думать о воспроизводстве нации и дефиците рабочих рук, сколько проявить здоровый житейский эгоизм. Ведь один ребенок - не синоним отсутствия проблем. "Единственный и неповторимый" из-за гиперопеки взрослых частенько растет весьма инфантильным: в 10 лет он по своему развитию на уровне 5-летнего, в 25 ведет себя как 17-летний, в 30 - словно 18-летний. Он живет под непосильным гнетом сверхожиданий, которые связывают с ним родители, часто вырастает нервным, закомплексованным. И нередко приговорен к одиночеству: вокруг него всегда будет очень мало родных людей... Подобные доводы можно приводить долго. Сами единственные дети в большинстве своем считают, что родители просто придумывают отговорки, лишая их брата или сестры. "Лучше уж жить в мотеле, а не в гостинице, путешествовать автобусом, а не на самолете, зато большой компанией. Все эти удобства важны только для взрослых", - с недетской грустью заметил знакомый 12-летний мальчик после очередного вояжа за границу.

По большому счету, цифра, которая внушает такой ужас нашим демографам, - 1,3 ребенка на семью - находится в руках каждой конкретной женщины. Решится ли она еще раз пережить чудо рождения? Махнет ли рукой на перманентные проблемы? Все это очень личные, очень деликатные вопросы. Одно можно сказать наверняка: если женщина скажет себе "да", то ее не остановят ни субъективные трудности, ни объективные тенденции. Потому что, как сказал один умный человек, трудное - это то, что можно сделать сейчас, а невозможное требует чуть больше времени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter