Вспоминая ВЕХЛ

В первые недели декабря на слуху оказался отечественный чемпионат
В первые недели декабря на слуху оказался отечественный чемпионат. Говорили про экстралигу много, но не потому что там вдруг стало жутко интересно. Да, команды поделились на подгруппы “сильнейших” и “слабейших”, но уже сейчас можно сделать прогноз, кто разыграет чемпионство в главной серии года. Спойлер: “Юность” и “Неман”.

Про экстралигу говорили не только в свете очной встречи основных претендентов на золото. Она-то как раз прошла буднично — так же буднично, как проходит очередной чемпионат страны: временами взорвется скандальчиком, изредка подарит что-нибудь примечательное, а в остальном волнует очень слабо. Даже посещаемость свалилась за антирекордную отметку, и это еще далеко не дно.

В общем, от чемпионата веет грустью. Глава ФХРБ Игорь Рачковский в интервью неоднократно говорил, что экстралига — его личная боль. Но боль, как известно, нужно лечить, а не терпеть. До недавнего времени Игорь Анатольевич и его помощники “болезнь” сугубо диагностировали. В первые недели декабря пошли реальные предложения. Рачковский приоткрыл планы федерации уже со следующего сезона вновь сделать сильнейший дивизион чемпионата страны международным.

Планы у руководителей ФХРБ действительно наполеоновские. Фактически на базе экстралиги собираются возродить Восточно-европейскую хоккейную лигу (ВЕХЛ) — мощный турнир, проходивший с 1995 по 2004 год и объединивший разом сильнейшие клубы Беларуси, Украины, Латвии, Литвы и Польши. Играли в том чемпионате и россияне, но те делегировали команды, скорее, по территориальному принципу.

Словом, было интересно, да и соревновательный уровень того турнира оказался невероятно высок. Топ-хоккеисты сразу пяти соседних стран выясняли между собой, кто круче. В разные годы круче становились то белорусы, то украинцы, то латыши. После 2004 года все пошли своей дорогой, и спустя 12 лет более-менее приличный и полноценный турнир остался только у нас. В украинской ПХЛ сейчас выступают шесть команд, из которых по-настоящему конкурентоспособны лишь четыре, в латвийской ЛХЛ — семь, но чемпионство между собой разыгрывают только три. То есть планы по возрождению ВЕХЛ нашим соседям должны быть интересны даже в большей степени, чем белорусам.

На бумаге объединенный турнир смотрится интригующе. Сейчас в Европе нечто подобное существует в Австрии. Местная EBEL-лига, помимо хозяев, объединила в себе также команды из Венгрии, Словении, Италии и Чехии. Причем приглашенные вовсе не являются статистами, постоянно участвуют в медальных разборках. И от такого международного соперничества выигрывают все, начиная от хоккеистов с болельщиками и заканчивая спонсорами, получающими возможность выхода на новые рынки. Если спроецировать на наши реалии, как минимум горячее во все годы хоккейное соперничество Беларуси и Латвии должно вызывать повышенный интерес.

Это одна сторона, но у медали их, как известно, две. В нашем случае обратная может стать непреодолимым препятствием. Идея международной лиги не нова, ее уже предлагали прежние руководители, тот же Евгений Ворсин, но в чемпионате Беларуси по-прежнему играют только наши команды. Почему? Ответ довольно прост.

Во-первых, для соседей сразу встает вопрос: а что делать со своим чемпионатом? Ведь выступление клубов только в чужой лиге, без собственного внутреннего турнира, по законам Международной федерации хоккея влечет за собой запрет на выступление всех сборных страны в соревнованиях под эгидой IIHF. Ни латышам, ни украинцам это явно не нужно. То есть играть свой чемпионат в любом случае придется, но это влечет за собой “во-вторых”: финансовые расходы на такое мероприятие значительно возрастут.

Вопрос финансов и логистики вообще стоит наиболее остро, в том числе и для белорусских клубов. Одно дело съездить на игру из условного Минска в Молодечно и совсем другое — прокатить почти тысячу километров из Гомеля в Лиепаю или почти 800 из Гродно в Киев. Расходы у и так не богатых хоккейных клубов серьезно возрастают. Нужно либо поджиматься, либо искать дополнительных спонсоров, что в наших реалиях тяжелая задачка.

Из “во-вторых” плавно вытекает “в-третьих”: а что делать с “бедняками”? И в Украине, и в Латвии, и в Беларуси есть клубы, которым очень тяжело даже на внутренней арене, и таких клубов большинство. Как быть с ними? Убрать до лучших времен, создать второй дивизион? Вопросов много.

Однако нельзя сказать, что они нерешаемы. Будет по-настоящему обидно, если данная идея вновь останется только проектом на бумаге, а отечественная экстралига продолжит терять аудиторию.

Вадим Кнырко, специально для “НГ”

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter