История одной фотографии художника Владимира Ткачева

Вспоминая прочитанное

Большинство художников, как великих, так и не очень, работает по принципу «что вижу, то и пою». Попался на глаза величественный пейзаж — берет и изображает его. Понравился букет — через некоторое время он уже на холсте или бумаге... Даже если сочиняет картину, то обязательно что–то рисует с натуры, иногда даже в мастерскую приглашает натурщиков, предметы нужные для картины приносит.

Владимир Ткачев работает иначе. Все, что он пишет и рисует, придумано и сочинено. В жизни подобное не увидишь. А потому и сравнивать его полотна и рисунки с тем, что существует вокруг, что видишь каждый день, бессмысленно.

Фото Евгения Коктыша

В его творчестве экспрессионизм смешивается с сюрреализмом и символизмом, создавая странный мир. Вроде бы все предметы и герои предельно реальны, смысл и идея произведения понятны, но что–то ускользает, что–то в комбинации и цвете спрятано, зашифровано. Отходишь от работы, а ощущение тревоги остается, не покидает. И опять возвращаешься к холсту или рисунку. Стоишь и пытаешься понять причину собственного беспокойства.

Все, что видишь, — плод фантазии мастера. Все сложилось и нарисовалось в голове художника, а уже потом возникло на полотне и бумаге.

Глядишь работы Владимира Ткачева и вспоминаешь художников Северного Возрождения. Таких как Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель, Ганс Гольбейн, Ян ван Эйк...

Великое наследие прошлого интерпретируется и переосмысливается Ткачевым. Он использует изобразительные образы, созданные старыми мастерами. Многие лица и фигуры узнаются мгновенно, темы и сюжеты считываются с первого взгляда, но художник и не пытается скрыть это. Он специально подчеркивает заимствования и приемы.

Владимир Ткачев — художник книжный, музейный, откровенно цитатный, то есть вполне современный, работающий как постмодернист. Помещая известные цитаты в новый контекст, он добивается их нового звучания и прочтения.

В его работах может появиться современный Минск с узнаваемым силуэтом, и тут же на переднем плане странные персонажи из совершенно другой эпохи и государства. Называться эта работа будет «Прогулки по Верхнему городу». Объяснить подобные работы сложно. Там отсутствует литературный сюжет, да и событие вымышленное. Сочетание реального с подчеркнуто выдуманным и делает картину не только интересной, но и запоминающейся.

В белорусском изобразительном искусстве художников, работающих в подобном направлении, немного. Можно вспомнить Николая Селещука, Георгия Скрипниченко... Владимир Ткачев плодотворно продолжает их поиски, оставаясь самостоятельным и узнаваемым.

Он современен, а его работы волнуют и цепляют, заставляя думать и вспоминать увиденное и прочтенное.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter