Детский тренер Михаил Братченя о своих самых звездных учениках

Вспоминая Белю и Хацика

Когда мы созвонились, на душе у Михаила Братчени было хмуро и грустно. Общаться он не был расположен: «В тени больше люблю быть. Да и что я, старый пень, вам могу рассказать?» Тем не менее мы встретились и поговорили.

— Ваш самый известный ученик — Валентин Белькевич — в детстве каким был?


— Помню, однажды несколько старших ребят как–то его немного прессовали, деньги, что ли, стрясали. Я шел мимо. Увидел, вступился. Но вообще Валик, хоть и был спокойным, вдумчивым, и сам мог прекрасно за себя постоять. Пусть и не так, как Сашка Хацкевич.


— В спортивном плане начинающие футболисты Белькевич и Хацкевич были похожи?


— Техника у Хацика поначалу хромала — подъемчик он не чувствовал. Но ничего — научился. А Беля — это просто уникум.


— Кто из ваших воспитанников лучше всех учился?


— Ну вот Валик, например. Математические способности у него просто великолепные были, считал моментально. А у Хацкевича к учебе душа не лежала. Разгильдяем был.


— Как детский тренер вы придерживались больше демократического стиля или авторитарного?


— По–доброму старался. Но и ежовые рукавицы порой надевал. Были ребята, которые крали у своих же, так с такими я по всей строгости. Наказывал, отчитывая перед всей группой, или тем, что в некоторые поездки не брал. Курения не допускал. Несколько человек из–за него даже отчислил.


— Слышал, вы сами благодаря Хацкевичу и Белькевичу курить бросили?


— Ехали как–то на турнир в Латвию. Я с отцом одного из воспитанников стою, дымлю. Тут Хацкевич, Белькевич и еще один паренек ко мне подходят: «Михаил Степанович, а если мы турнир выиграем, вы бросите курить?» — «Зуб даю», — говорю. И реально пришлось бросать. Выиграли ведь. Да и впечатление при этом на тех соревнованиях произвели колоссальное. Нам говорили, что дети так играть не могут.


— Парадокс, но такие футболисты, как Хацкевич, Белькевич, Глеб, выросли на асфальте динамовской спортшколы.


— Ох, сколько талантливых ребят из–за этого асфальта поуходили. Мамы–папы видели у своих сыновей разбитые коленки — забирали. Но многие, слава богу, закрывали глаза ради будущего. Мы, детские тренеры, даже отбирать могли — многим, несмотря на родительское возмущение, отказывали... Когда я только начинал работать детским тренером, фактически в любом дворе мог способного мальчишку найти, пригласить. А потом все более пусто и пусто... Сейчас, посмотрите, во дворах уже вообще почти никто не бегает. В компьютерах, телевизорах бегают, картинками управляя. В спортивные школы фактически берут кого попало. И это действительно большая проблема.


— Когда вы работали тренером, школе, наверное, постоянно обещали улучшение условий?


— Ну да, ходили разговоры, что покрытие площадки перестелют, всякие планы реконструкции озвучивались, а ничего не менялось. И работали мы в тех условиях, которые были. Да еще чуть ли не дрались за тренировочное время. Один тренер полчасика выкроит, второй полчасика. Во время Олимпиады туго приходилось. Ведь на наш знаменитый асфальт гости стадиона «Динамо» свои машины ставили. Парковкой площадка была. Порой мне казалось, что в плане условий ничего не может быть хуже. А вот, например, сейчас у школы вообще базы нет. Тренеры мечутся по всему городу в поисках угла — и это, конечно, сказывается на тренировочном процессе.


— Что за история, мол, Хацкевич и Белькевич хотели вам машину подарить, а вы отказались?


— Тогда один хоккеист, уже и не вспомню фамилию, из–за океана прилетел и своему первому тренеру машину подарил. Беля с Хациком на одном из торжественных мероприятий и мне предложили. Но я не согласился. Это позже, в Киеве, у них деньги появились, а в Минске что они зарабатывали? Неудобно мне было.


— Когда Хацкевич и Белькевич уехали в киевское «Динамо», вы получили какое–то вознаграждение за их воспитание?


— Да где там! Более того, насколько знаю, в Украине даже запретили ребятам со мной контактировать, что–то про свои зарплаты рассказывать. Обычная практика.


— Читал, однажды вы в одном из баров в конфликт вступили, когда услышали как кто–то нелицеприятно отозвался о Белькевиче.


— Валик тогда в киевском «Динамо» на ведущих ролях был, в Украине уже полностью осел. Я услышал, как кто–то говорит, мол, это он из–за денег, Валик — не патриот. Ну не выдержал, подошел поговорить. Вообще, я за всех своих воспитанников всегда горой.


— А вы сами в футбол играли?


— Жил я недалеко от стадиона «Торпедо». Футбол с самых ранних лет любил. Поэтому в восемь пришел записываться в спортивную школу. Маленький был, невысокий, а при наборе тогда в первую очередь на мощных ребят внимание обращали. Ну ничего — Николай Иванович Блашко, который, кстати говоря, стал первым тренером и для Леонида Кучука, в меня поверил — и я начал заниматься.


— Серьезные травмы случались?


— У нас, знаете, какая раньше практика была? Летом в футбол играли, зимой — в хоккей. Так вот однажды во время ледового занятия мне сильно прилетело. Вратарем был. По глупости маску снял, на ворота положил. А один из соперников шарахнул мне шайбой прямо в лоб. Рассечение сильнейшее, кровь. Помню, тогда на лед смотрю — капельки капают. И при этом кровь кажется мне какой–то то ли зеленой, то ли желтой. Это из–за сотрясения. Около месяца в больнице провалялся.


— Взрослую карьеру футболиста почему не построили?


— У меня на моей любимой позиции полузащитника нормально получалась и, наверное, можно было заиграть. Но как–то не сложилось. Армия, институт...


— Какими основными качествами должен обладать детский тренер?


— Терпением и трудолюбием. Ну и в футболе, конечно, надо разбираться. Чтобы чему–то путному научить.


— Сейчас уже полностью отошли от дел?


— В детском садике немного физкультуру веду. А так вообще, да — на пенсии. Впрочем, опыт, может, еще и пригодится. Двое внуков у меня есть. Один нефутбольный, а второй пока еще совсем маленький. Посмотрим, может, его еще чему в футбольном плане научу.


— За современным футболом следите? Вот недавно чемпионат мира отгремел.


— За тем, что происходило в Бразилии, конечно, смотрел. Но, знаете, больше всего мне запомнилось мировое первенство в Англии. Я тогда еще ребенком был, картинки из газет вырезал, собирал, составы выписывал. И футбол какой тогда команды показывали — красота! Сейчас же все больше толкотня.


— Если вы так отзываетесь о лучших мировых стандартах, то о чемпионате Беларуси у вас, пожалуй, можно и не спрашивать...


— По телевизору порой на него натыкаюсь. Но на стадион последний раз года 3 — 4 назад ходил. Неинтересно мне, как наши команды играют. Обмельчали мы.


— Вы производите впечатление человека нелюдимого. Мобильным телефоном не пользуетесь.


— У родственников мобильники есть. А я и без них себя нормально чувствую. Звонки эти, приглашения туда–сюда. Зачем мне это? На пенсии уже спокойствия больше хочется. До ста лет ведь запланировал прожить. Хотя Валик, например, тоже еще жить и жить мог...


bakerenko@sb.by


Фото Артура ПРУПАСА.


Советская Белоруссия №159 (24540). Пятница, 22 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter