Гигин: косовский кризис не разрешен, а только отложен

Всполохи на старом пепелище

Пока весь мир следил за полетом Нэнси Пелоси над Тихим океаном, гадая, приведет ли он к новой войне, ситуация накалилась совсем в другом регионе. Балканы — незаживающая рана Европы. Застарелый конфликт вокруг Косово снова дал о себе знать. И новый кризис оказался самым острым за долгие годы.

Косово — Сербия: отложенный кризис.

Обострение не вдруг

Вечером 31 июля в северных районах Косово, населенных сербами, зазвучали сирены, стали возводить баррикады. Причина — решение властей непризнанной республики о непризнании с 1 августа документов, выданных жителям края Сербией, и начало перерегистрации всех машин на короткие номера. Ни правительство Сербии, ни местные сербы с этим мириться не хотят, поскольку не признают законность самих властей Косово. В ответ, как это было уже не раз, официальная Приштина пригрозила силовой операцией. Но ответная реакция Белграда была более чем адекватной, а значит, жесткой.

Ричард Гренелл, бывший специальный посланник США по диалогу Белграда и Приштины, отреагировал на обострение ситуации на севере Косово. ­
Президент Александр Вучич обратился к нации, сербский Генштаб заявил о готовности дать отпор косовским провокаторам. Их позицию, судя по всему, поддержала большая часть общества.
Нынешнее противостояние произошло не вдруг. Кризис нарастал долгие месяцы. Хотя и на протяжении всех последних 23 лет незаконные косовские власти регулярно устраивали провокации. Чувствуя свою полную безнаказанность, они давили на местных сербов, устраивали погромы. Самый масштабный произошел в марте 2004 года. Тогда было убито 16 сербов, разрушено 36 православных церквей, 800 домов, тысячи людей стали беженцами. После проведенных при покровительстве Запада этнических чисток в Косово остается около 100 тысяч сербов. Они живут в основном в нескольких северных общинах. Их центром является город Косовска-Митровица, разделенный рекой Ибар на две этнические части. Там регулярно происходят столкновения. Подобное распределение населения привело к тому, что на международных переговорах по урегулированию косовской проблемы всерьез обсуждался план раздела края. Но он торпедируется албанскими сепаратистами, которые требуют ответных уступок со стороны Сербии.

Штаты и ЕС давят на сербское правительство, вынуждая его признать независимость Косово. Это является непременным условием для вступления этого балканского государства в Евросоюз. 
Для каждого серба такой шаг был бы страшнейшим национальным унижением. 
Но западным политикам плевать на чувства людей. Рядом же пример Северной Македонии, которой практически ампутировали историческую самоидентичность, чтобы втянуть в НАТО, а теперь подтаскивают к тому же Европейскому союзу.

Глупо, нагло и ненужно

Белград вел переговоры, готов был идти на определенные уступки, но последнего шага не делал. Этим воспользовались албанские сепаратисты. Нынешнее обострение во многом связано с личностью Альбина Курти, премьер-министра непризнанного Косово. Он во второй раз занимает эту должность. Бывший молодежный активист и боевик террористической «Армии освобождения Косово» — человек весьма эксцентричный.

В первый раз Курти потерял свое кресло из-за неудачных действий по борьбе с ковидом в 2020‑м. И сейчас его положение крайне шатко. Вот он и решил разыграть шовинистическую карту, ущемляя права сербского населения. Его действия кратко и достаточно точно охарактеризовал бывший американский посланник по диалогу Белграда и Приштины Ричард Гренелл: «Вновь крайне левый радикал и искусный фашистский премьер Косово Альбин Курти односторонне предпринимает шаг по отмене сербских регистрационных номеров и личных до­кумен­тов в Косово. Глупо, нагло и ненужно».


В принципе, если бы дошло до открытого военного противостояния, то у «Сил безопасности Косово» не было бы шансов. Они остаются по-прежнему в основном легкопехотными подразделениями. В то же время сербские вооруженные силы прогрессируют очень серьезно. Только с момента последнего обострения ситуации в крае в сентябре 2021 года были освоены полученные из России комплексы ПВО «Панцирь-С», из Китая — дивизион FK-3, китайский аналог С-300. На вооружение поступили ударные российские вертолеты Ми-35 и немецкие Н-145М, китайские ударные беспилотники С-92, российские ПТРК «Корнет». Разработаны и собственные беспилотники «Пегас». Активно проводятся учения новосформированного отдельного танкового батальона на российских Т-72МС. Развернуты 72‑я бригада по специальным операциям и 63‑я парашютная бригада.

Отложенный кризис

Но большинство экспертов утверждает, что до войны дело не дойдет. Запад не допустит военного поражения своих подопечных из Приштины. Ведь в крае по-прежнему развернута натовская миссия KFOR. И, кстати, итальянские солдаты уже появились на мосту в городе Косовска-Митровице. Активно стала действовать Турция, которая видит в мусульманском Косово потенциальную опору для роста своего влияния на Балканах. Но решающее слово на данном этапе сказал посол США Джефф Ховениер, реальный хозяин края. Он «попросил» Приштину отложить свои решения на 30 дней. Эта отсрочка пока устроила Алек­сандра Вучича, что он и подтвердил в своем новом обращении к нации.
Очередной косовский кризис проходит на фоне куда более масштабного и кровавого — украинского. Вот и здесь в дело полезли оголтелые киевские политики. Скандальный депутат Верховной рады Алексей Гончаренко назвал Сербию «путинским троянским конем в Европе» и даже призвал направить туда украинские войска в помощь косоварам. Руку Москвы увидели и некоторые косовские депутаты. А вот тот же Ричард Гренелл Гончаренко ответил довольно хлестко и по делу: «Ты сошел с ума».
Москва, конечно, не имела никакого отношения к началу кризиса. Он целиком был спровоцирован косовской стороной. 


Итак, нынешний косовский кризис не разрешен, а только отложен. И он далеко не единственный на Балканах. Единство Боснии и Герцеговины, фактически западного протектората, держится исключительно за счет внешнего фактора. Черногория находится в состоянии перманентного политического кризиса, вызванного антинародной политикой Миле Джукановича. Постоянное национальное унижение македонского народа еще аукнется проблемами в будущем. А там тоже существуют крайне непростые отношения с местными албанцами. К этому следует прибавить несколько приглушенный, но остающийся актуальным вопрос сербского населения Хорватии. Да только ли это?
Пока мы видим, как реализуется сценарий горизонтальной эскалации застарелых конфликтов по всей планете на фоне открытого геополитического столкновения главных мировых игроков: США, ЕС, России и Китая. К сожалению, в ближайшее время этот процесс будет только набирать обороты.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter