Вслед за тревожным звонком. Огромную помощь в борьбе с браконьерством защитникам природы оказывают простые граждане, сообщающие о природоохранных нарушениях

В Беларуси создана довольно эффективная система противостояния тем, кто любыми способами жаждет урвать у природы “кусок пожирнее” и даже не задумывается о причиняемом ей вреде. Во всеоружии действующего в этой сфере законодательства выступают единым фронтом Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, другие министерства и ведомства. День и ночь несут свою нелегкую и порой очень опасную службу сотрудники Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, которая была создана семь лет назад и достигла за эти годы немалых успехов в борьбе с браконьерством. Результат налицо: нарушений стало в десятки раз меньше. Но и браконьеры в шапку не спят, “модернизируются”. Вот только не учитывают, что даже при самой современной технической оснащенности лучше любого прибора ночного видения зрят глаза местных жителей. Многих из них не устраивает браконьерский беспредел на родной земле, и они звонят на “горячую линию”, сообщая о таких фактах.

Проверка слухов

На этот раз, отправляясь с группой оперативного реагирования из Минска в Ушачский район, мы не ныряем в дождь и сеть необозначенных на картах проселочных дорог и водоемов наугад, вслепую. От местных жителей поступила информация: богатое рыбой озеро Отолово регулярно опутывается сетями. Браконьеры ничего не боятся, действуют нагло, средь бела дня. Начальник Госинспекции поставил задачу проверить слух о браконьерстве на месте.
Ехать за 200 километров для осмотра одного водоема — малоэффективно, а потому, выбыв из Минска в направлении Лепеля, инспекторы обзванивают знакомых местных жителей, представителей арендаторов лесных, рыболовных, сельскохозяйственных угодий. Вопрос стандартный: “Какая обстановка в районе?”
...Получена информация, что вблизи Лепеля на кукурузном поле по ночам часто проводятся незаконные охоты на дикого кабана. Когда инспекторский “УАЗ” свернул к полю, лил проливной дождь, проселочная дорога раскисла и неохотно отпускала колеса автомобиля. Наконец двигатель заглушен, фары погасли, в перспективе — тягостное ожидание, способное затянуться не на один час. Впрочем, все спокойно: машины на поле не выезжают, вепри кукурузой не трещат, охотники не кричат и выстрелы не грохочут. Только один раз показались фары машины, мелькнули и внезапно исчезли — либо водитель свернул в деревню, либо погасил освещение и теперь наверняка высаживает охотников-браконьеров. В группе инспекторов — неуверенность, хотя, казалось бы, чего проще: пройти по полю до дороги и посмотреть, куда ведут следы таинственного автомобиля.
— Предположим, на поле сейчас притаились охотники, — говорит старший группы, начальник отдела управления оперативного реагирования Госинспекции Андрей Самусевич. — Они знают, что здесь ночью много кабанов, ждут их, высматривая в прицелы. При таком дожде и обложенном тучами небе ни один самый зоркий охотник не отличит ожидаемого кабана от постороннего человека. Он будет стрелять не задумываясь. Вот и попробуй пройтись навстречу выстрелу.
...Полкилометра по перепаханному полю мне показались очень долгими. Чуть впереди — старший госинспектор Михаил Улахович, сзади, добровольцем, я — постоянно замедляя шаг, напряженно прислушиваясь, физически чувствуя недобрый взгляд в спину. Подавляя желание остановиться, не двигаться, вообще лечь на землю.
Подозрительная полуночная машина, судя по следам, уехала в деревню, мы вымокли под дождем, ночь закончилась и наступил серый рассвет. Снова путь к озеру Отолово, нашей непосредственной цели...

Рецидив склероза

В последнее время Госинспекция уделяет особое внимание случаям хищения рыбы из арендованных водоемов. По закону рыболов, нанятый арендатором и занимающийся промысловым ловом рыбы, должен сразу же после проверки снастей взвесить улов и записать данные в тоневой журнал. К сожалению, нередко они это сделать “забывают”, рыба уходит не арендатору, а рыбаку.
Будучи в курсе подобных нарушений, инспекторы, не колеблясь, сворачивают с трассы, и “уазик” подпрыгивает по проселочной дороге. Если верить карте, где-то там, в глубине лесного массива, дорога обрывается у берега озера Оконо. Информация исчерпывающая: водоем арендован, ведется промысловый лов рыбы, были случаи хищения улова рыболовами...
Подъехав к озеру, снова вышли в дождь, обследовали берега. Лодки, принадлежащей арендатору, не нашли. Зато после непродолжительного изучения местности обнаружили спрятанный под деревьями мопед.
— Подождем, посмотрим, кто его владелец — рыболов-любитель или наш “клиент”, — решает Андрей Самусевич.
Машина спрятана за поворотом дороги, инспекторы мокнут по обе ее стороны... Вдруг послышался звук двигателя — показался мопед. И на этот раз бригадир рыболовной бригады “забыл” заполнить тоневой журнал, увозя мешок с “арендованной” рыбой в неизвестном направлении. Результат:  составлен административный протокол, нарушитель доставлен в отдел милиции. Ему предстоят суд, большой штраф, увольнение с работы и связанные с этим проблемы. Все это ради жажды наживы — четырех лещей, двух карасей и одной плотвы общим весом чуть больше 6 килограммов.

Подтвердилось!

Вот наконец и долгожданное озеро Отолово. На сером, щербатом от струй дождя зеркале воды виднеется надувная лодка. Она не спеша движется к берегу. “УАЗ”, практически не сбавляя скорости, проезжает мимо водоема и устремляется вдаль по дороге. Но один из инспекторов остался на берегу — замаскировался у кромки воды за зарослями камыша и аира.
...Неизвестно, о чем подумал рыболов, выбравшись из лодки на берег и увидев вырастающего словно из-под земли человека с узнаваемым жетоном на груди. Возможно, о профессионализме работников Госинспекции. А скорее всего, о пакете с сетями и рыбой, который он только что извлек из лодки и держал в руке. Можно с уверенностью сказать лишь то, что штраф, уплаченный за 19 незаконно выловленных карасей, позволил бы нарушителю природоохранного законодательства не один месяц баловать себя рыбными деликатесами.
После составления протокола об административном нарушении, узнав, что задержанный — местный житель и хорошо знает водоемы и реки района,  инспекторы не преминули спросить у него: “Какова обстановка с рыбной ловлей?” И тут же получили информацию о лове “силявки” на озере Кривом. Кроме того, он вызвался проехаться с инспекторами и показать конкретные места лова рыбы.
“Силявкой” часто называют ряпушку — “краснокнижную” рыбку семейства лососевых, очень редкую на территории Беларуси. Лов ее запрещен в принципе. На озере же Кривом, как оказалось, ее ловят сетями, да еще в период нереста. Подобное нарушение природоохранного законодательства карается огромными штрафами, уголовными делами и в некоторых случаях даже лишением свободы.
...Проведя на ногах более 30 часов, оперативный отряд Госинспекции просто физически не смог организовать засаду на озере Кривом. Под пронизывающим ветром и ледяным дождем, очередной раз вымокнув до нитки, инспекторы уже в сумерках изучили берега Кривого, выяснили, где стоят лодки, отметили тропы и спуски к воде, “пощупали” своим автомобилем холмистый рельеф местности.
— Подобная информация к нам попадает нечасто, — говорит Андрей Самусевич. — Если она подтвердится, будет громкое, известное на всю республику дело. Мы обязательно возьмем это озеро под особо строгий контроль. Добропорядочные граждане могут быть уверены: если кто-то незаконно промышляет редкий краснокнижный вид рыбы, рано или поздно он будет пойман с поличным и получит урок на всю жизнь.
Информация — самое ценное в современном мире. Не зря говорят: “Кто владеет информацией, тот правит миром”. Это хорошо осознают работники Госинспекции и других природоохранных ведомств. Однако эффективная защита наших общих богатств в немалой степени зависит от  каждого из нас. У природных объектов инспекторов не расставишь, но любой тревожный сигнал будет обязательно принят и проверен ими.

Сотрудники службы оперативного реагирования, областных и межрайонных инспекций имеют право рассматривать материалы нарушений и налагать административные взыскания за незаконную охоту, рыболовство, порубку деревьев и кустарников, сбор дикорастущих растений в запрещенных местах или в запрещенные сроки, нарушения режима особо охраняемых природных территорий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter