Почему пробуксовывает республиканская программа по овцеводству

Всеядна, но бесхозна

Почему пробуксовывает республиканская программа по овцеводству?
Прибыльная ранее отрасль фактически потеряна в 90-е годы прошлого века из-за взрыва на Чернобыльской АЭС. Оказалось, шерсть животных накапливает и сохраняет радионуклиды. Но за эти годы белорусские ученые разработали технологии, которые позволяют нивелировать последствия аварии, в том числе и в животноводстве. Была принята Республиканская программа развития отечественного овцеводства. Основная ее задача сформулирована лаконично и просто: развитие отрасли для удовлетворения потребностей страны в шерсти, овчине, баранине. Но в первую очередь — шерсти. Конечно, полностью обеспечить легкую промышленность ценным сырьем — из области фантастики. А вот снизить валютную нагрузку на предприятия вполне по силам.

Нужны племенные заводы и фермы


Для белорусов овцы вовсе не экзотика. Перед началом Великой Отечественной войны в республике их насчитывалось 2,5 миллиона, в конце 1980-х — более 400 тысяч. Тогда республика практически полностью обеспечивала себя диетической бараниной и снабжала предприятия качественной шерстью. А в деревню Мотоль Ивановского района за знаменитыми кожушками и тулупами покупатели ехали даже из-за рубежа. Сейчас, преимущественно на частных подворьях, немногим более 50 тысяч овец.

По мнению одного из разработчиков программы, первого заместителя генерального директора НПЦ НАН Беларуси по животноводству академика Ивана Шейко, главная причина, по которой у нас не разводят овец, — низкая их конкурентоспособность.

 — Мы не можем соревноваться с Украиной и югом России: там климат и плодородие другие. Вы только представьте: чтобы произвести килограмм шерсти, нужно потратить около 100 килограммов корма! Это учитывают овцеводы во всем мире. Кстати, страна с самым большим количеством овец на душу населения — Фолклендские острова. Здесь проживают 3 тысячи человек и 500 тысяч овец. Раньше первое место по поголовью овец занимала Австралия, затем ее обогнал Китай. Но овцеводство в этих двух странах ведется совершенно по-разному. В Китае овец выращивают в обычных крестьянских хозяйствах, а в Австралии — в специализированных фермерских хозяйствах. Здесь овцы круглый год на пастбище. Нам же нужны специализированные помещения. Поэтому одна из главных задач — строительство племенных заводов и ферм в различных регионах страны. 

 
Лучшими для выращивания овец в Беларуси считаются Брестская, Минская, Гродненская области и часть районов Гомельской. Но и на Витебщине овцеводство имеет неплохие перспективы. В конце октября этот вопрос обсуждался на заседании облисполкома. Дело в том, что единственным предприятием в Беларуси, где сохраняют генофонд особо ценной романовской породы, является РУП «Витебское племпредприятие». Именно здесь базируется племенное стадо. Сейчас овцеводством в области занимаются в КУП «Освейский» Верхнедвинского района, на Глубокском комбикормовом заводе и в КСУП «АгроБересневка» Докшицкого района. Романовская грубошерстная порода оказалась весьма приспособленной для местных климатических условий.

Самое крупное государственное овцеводческое хозяйство нашей страны — в СПК «Жеребковичи» Ляховичского района. Ранее называлось «Конюхи». Там уже содержится более 3 тысяч овец. Планируется увеличить отару до 6, а в перспективе и до 12 тысяч голов. Дело хлопотное, но весьма прибыльное.

«Боинг» для отары из Новой Зеландии


По предложению руководства Минсельхозпрода, рабочую группу по реализации программы возглавляет первый заместитель генерального директора ГО «Белплемживобъединение» Геннадий Гунев.

— Программа предполагает поэтапное восстановление отрасли, — говорит он. — Сейчас создается племенная база для обеспечения хозяйств ремонтным поголовьем. Главная проблема — приобрести кристально-чистых животных. Это строгое требование ветеринарных служб республики. Побывали в Ставропольском крае. Чудесные там овцы. Но недавно здесь прошел ящур. Пришлось отказаться. Нашли несколько сотен молодняка в Австрии и Литве. Заключили контракты. Теперь животные на карантине. В те же «Жеребковичи» завезли из Днепропетровской области 85 голов асканийской мясошерстной породы. К сожалению, из-за известных событий в Украине поставки пока прекращены.

— Без закупок возрождающейся отрасли никак не обойтись, — констатирует Геннадий Гунев. — Но никто, кроме России, Австралии и Новой Зеландии, крупных объемов не может поставить. Вся Западная Европа — это мелкоконтурные хозяйства, способные реализовать 300—400 голов. А нам нужно сразу несколько тысяч. Так что, не исключаю, зафрахтуем «Боинг» и доставим из Новой Зеландии сразу целую отару.

Базовые организации определены в каждой области республики. Кроме уже упомянутых — это   ОАО «Восток» Гомельского района, сельхозпредприятия «Хвиневичи» Свислочского и «Черневский» Дрибинского районов.

Основой для развития овцеводства на Минщине должен стать крупный комплекс возле деревни Михалковичи Логойского района. Он рассчитан на 10 тысяч голов. Проект реализует иранский инвестор. Сейчас на стройке, где работы выполнены более чем на 70 процентов, затишье. По словам начальника Логойского райсельхозпрода Сергея Левковича, у фирмы вышел срок инвестиционного договора. Теперь документы приводят в порядок.

Куда сбывать мясо и шерсть?


— Но, кроме строительства, есть и другие важные вопросы, — считает заведующий лабораторией НПЦ по животноводству кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Герман. — Нужны выгулы. За последние 20 лет лучшие земли распаханы под зерновые культуры и кормопроизводство. А для овцы необходимы культурные пастбища, как и для КРС. В Беларуси, где пастбищный период ограничивается 170 днями, не всякая особь чувствует себя комфортно, отчего напрямую зависит ее продуктивность. Заморские овцы зачастую трудно приспосабливаются, болеют. Поэтому ставка на мясошерстные породы. В центре уже выведен белорусский многоплодный тип овец. Теперь дело за созданием селекционных стад.

Согласно документу, до конца 2015 года поголовье должно быть 100 тысяч животных, в том числе овцематок — не менее 52 тысяч. Вторым этапом станет развитие товарного производства с выходом на поголовье овец до 150 тысяч. Всего для закупки племенного молодняка необходимо не менее 150 миллиардов рублей.

Вот только где взять на это деньги в полном объеме — большой вопрос. Средства пока выделяются в рамках Республиканской программы по племенному делу в животноводстве. Но здесь и по другим направлениям забот хватает. Может, не стоит строить новые просторные фермы, которые обойдутся недешево, а лучше поддержать небольшие бизнес-проекты в масштабах фермерских и личных подсобных хозяйств? Именно так поступили в Латвии, где при действенной поддержке государства овцеводческая отрасль получила второе рождение.

Увеличение поголовья овец проявит, на мой взгляд, и другую сторону медали: куда сбыть мясо? Пока отечественные мясокомбинаты, кроме Оршанского, с бараниной не работают. Практически невозможно сдать шерсть и кожу.

Словом, пока программа пробуксовывает. Многие сельхозпредприятия не видят экономических стимулов для развития перспективного вида животноводства. Да и установленная Белкоопсоюзом стоимость шерсти — от 500 до 5 тысяч рублей за килограмм — никак не устраивает производителя.

Обилия благ не требует и частник. Ему нужна отлаженная система сбыта. На базаре с ценой проблем нет. Перекупщики деликатесной баранины имеют навар в 3—5 раз. Прибыль уходит мимо госказны.

А белорусская овца стране, несомненно, нужна. С ее помощью в отечественном животноводстве возможны качественные изменения. Тут впору вспомнить и про острую проблему диверсификации в масштабах подворного бизнеса в Беларуси. Угроза распространения АЧС вынуждает искать замену традиционному поросенку. Причем экономически перспективную. Конечно, можно выбрать кроликов или птицу. Но у овцы есть неоспоримые преимущества: от нее и мясо, и шерсть. А еще — она неприхотлива, практически всеядна, не требует особо высокой квалификации в плане ухода. Маленькая овечка сулит солидный доход. В том числе в общереспубликанском масштабе.

Но это — если дело поставить…

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter