Всевидящее око

Установка GPS на авто серьезно улучшила работу Светлогорского райпо

Установка навигационных систем на автомобилях позволила значительно повысить эффективность работы транспортной отрасли и в целом Светлогорского райпо

На мониторе компьютера оператора диспетчерской службы транспортного отдела Светлогорского райпо Натальи Башлаковой самая достоверная информация в режиме реального времени о месте нахождения автомобилей в рейсе. Не будучи специалистом в области высоких технологий, как ни стараюсь, никак не могу разобраться в хитросплетении условных обозначений. Для Натальи же высвечивающаяся на экране картинка — словно раскрытая книга. Оператор объясняет, что одна из машин, например, направляется с товарами по указанному маршруту в расположенный в небольшой деревеньке в глубинке района сельский магазин. А вот у другого водителя, судя по всему, какие-то проблемы с автомобилем — подозрительно долго «на приколе». Оператор тут же выходит с ним на связь. Оказывается, ничего страшного не произошло, возникли небольшие неполадки, которые, заверил водитель, будут устранены без посторонней помощи. И действительно, вскоре можно было наблюдать на мониторе за передвижением машины.

— Утром перед отправлением в рейс, — рассказывает Наталья Башлакова, — водители получают путевые листы. Им также сообщается информация о пробеге автомобиля за предыдущий день и расходе топлива по навигационной системе. Эти данные водители затем заносят в свой бортовой журнал. Своеобразный экспресс-контроль позволяет исключить возможные недоразумения, а если все-таки возникают какие-то вопросы, незамедлительно принимаются меры оперативного реагирования.

Должен заметить, подобные «несовпадения интересов» единичны, но каждый из таких случаев становится предметом детального разбирательства. Обязательно составляется докладная записка, на основании которой с целью установления истины в дело включаются специалисты райпо. В частности, если водитель не согласен с показаниями расхода топлива, вместе с ревизором делается контрольный замер, и, как правило, претензии после этого снимаются. И еще один немаловажный момент: с целью подстраховки от каких-либо непредвиденных обстоятельств вся информация дублируется на установленном непосредственно в райпо компьютере.

Автомобильный парк районного потребительского общества насчитывает в настоящее время сорок семь единиц техники. По словам исполняющего обязанности начальника транспортного отдела Юрия Лаптева, изношенность составляет 68,6 процента. Показатель, как говорится, критический, чтобы бездействовать. В связи с этим можно, наверное, считать революционным решение правления райпо по оснащению автомобилей системами навигации параллельно с постепенным обновлением подвижного состава. Первые навигаторы были установлены на десяти карбюраторных грузовых автомобилях в начале июня минувшего года. На тот момент оборудование каждого авто такими приборами обошлось светлогорским кооператорам в 2,5 миллиона рублей. Однако, по мнению заместителя главного бухгалтера райпо Татьяны Осадчей, результаты превзошли самые смелые ожидания. В течение четырех с половиной месяцев затраты окупились, а до конца года была получена экономия в размере 40 миллионов рублей. Поэтому с 15 сентября оснастили «всевидящим оком» еще столько же автомобилей, включая пикапы малой грузоподъемности до 400 килограммов. Правда, к тому времени стоимость установки одного навигатора вместе с обслуживанием достигла уже 3,1 миллиона рублей. Кстати, ежемесячная абонентская плата составляет порядка одного миллиона рублей, но это опять же тот случай, когда цель оправдывает средства. Замечу, что чистота эксперимента была соблюдена также посредством оснащения автомобилей дополнительно датчиками расхода топлива. Именно с них, а не по спидометру и снимаются показатели, которые сверяются с данными навигатора с учетом регламентированной погрешности. В райпо заверили, что отклонения небольшие и не способны исказить реальную картину. Зато с применением высоких технологий у водителя отпала необходимость в регулярном заполнении маршрутного листа. Теперь ему выдается только путевой лист и доводится задание на выполнение работ с указанием пунктов доставки груза. Все же данные о перемещениях автомобиля через спутниковую навигацию поступают на монитор диспетчера. Фиксируются пробег километража, время нахождения в рейсе, простои и другая исчерпывающая информация. Фактически это и есть маршрутный лист в электронном виде. Остается только сопоставить полученные показатели с путевым листом и установленным водителю заданием. Если все нормально, оба документа, заверенные подписью диспетчера, передаются затем в бухгалтерию райпо.

Как видим, все достаточно просто и удобно. Конечно, случаются и сбои, не без этого. Но очень важно не доводить дело до конфликта, гася его, что называется, в зародыше. Со времени установки навигационных систем минуло уже, считай, восемь месяцев, и в райпо не припомнят, чтобы не удалось достичь консенсуса. Потому что, на мой взгляд, с самого начала присутствовал взвешенный, продуманный подход, когда людям понятно и доходчиво объяснили суть нововведений, их необходимость и возможные последствия для водителей. Достаточно сказать, что каждый конкретный случай рассматривается правлением райпотребобщества. Если, к примеру, установлено, что расхождения в показаниях вызваны из-за сбоя спутниковой системы, проводятся консультации с обслуживающей компанией и только после этого принимается решение. Чтобы исключить возможные инсинуации, дополнительно была закуплена специальная программа с указанием улиц города Светлогорска, которая позволяет с точностью до метра определить местонахождение автомобиля. Например, возле дома водителя, который заскочил пообедать, но от «всевидящего ока» ему никак не скрыться.

Впрочем, согласитесь, это все-таки частный случай, а что дала установка навигационных систем по большому, так сказать, счету? Заместитель главного бухгалтера райпо Татьяна Осадчая приводит три главных, по ее мнению, аргумента в пользу нововведения, которые сводятся к одному общему знаменателю — экономии по различным направлениям. В частности, решительно и бесповоротно было покончено с таким негативным явлением, как приписки водителями километража. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года пробег сократился на 89 тысяч километров по аналогичным, заметьте, маршрутам. Это, между прочим, экономия 16,1 тысячи литров топлива, или 49,2 миллиона рублей. Порядка 1,8 тысячи часа, или 2,6 миллиона рублей составила экономия за счет уменьшения фактически отработанного времени в наряде.

Еще одно направление — оптимизация норм списания топлива на сумму 3,2 миллиона рублей. Думается, есть смысл более подробно остановиться на этом показателе. Например, приказом по райпо установлена норма расхода топлива на сто километров в соответствии с утвержденной Минтрансом. Однако руководитель кооперативной организации имеет право уменьшить норму и списывать горючее по фактическому расходу исходя из показаний навигационной системы. Применительно, в частности, к автомобилю ГАЗ-3309 (водитель Анатолий Богдан) утвержденная министерством норма расхода топлива составляет 19 литров на сто километров. Между тем по навигатору в одном из последних месяцев фактически было израсходовано 18 литров. При пробеге в 3948 километров сэкономлено 27 литров горючего. И это, обратите внимание, только на одном автомобиле.

Факты, как известно, вещь упрямая. А они таковы, что первоначальные опасения водителей относительно ущемления их интересов в результате нововведения оказались напрасными. А ведь были даже зафиксированы случаи попыток вывода приборов из строя. Но это уже в прошлом. По словам исполняющего обязанности начальника транспортного отдела Юрия Лаптева, с водителями заключены договора о материальной ответственности за сохранность в исправном состоянии навигаторов. В результате за семь месяцев сэкономлено 16 тысяч литров топлива на 59 миллионов рублей, или 10 процентов от общего расхода за год. Как следствие, возросла и зарплата водителей, которая в декабре минувшего года составила более 2 миллионов рублей. Общее мнение от имени своих коллег выразил водитель Сергей Федоренко: навигаторы — дело стоящее! Остается только добавить, что с внедрением спутниковой системы заметно сократился уровень транспортных расходов во всех отраслях кооперативной деятельности, в целом повысилась экономическая эффективность работы райпо. Достаточно сказать, что по итогам минувшего года светлогорские кооператоры входят в первую пятерку в системе Белкоопсоюза по реализации товаров на душу населения. Что, собственно говоря, и требовалось доказать.

----------------------------------------

Комментарий начальника сектора транспорта Белкоопсоюза Александра Старосветского

В системе потребительской кооперации эксплуатируется 6800 единиц механических транспортных средств различного назначения, которые ежегодно потребляют более 37 тыс. тонн различного вида топлива. Расходы на эксплуатацию автомобильного транспорта за 2011 год составили более 200 млрд. руб., из которых 37 % — это расходы на топливо.

Несмотря на принимаемые меры по сокращению потребления топлива за счет обновления парка автомобилей, переоборудования их для использования более дешевого газомоторного топлива, выведения из эксплуатации автомобилей с высоким удельным расходом бензина, из-за увеличения его стоимости расходы на топливо значительны и увеличились по сравнению с прошлым годом в 1,7 раза.

Учитывая, что организации потребительской кооперации не имеют финансовой возможности быстрыми темпами обновить парк автомобилей, Правление Белкоопсоюза ставит задачу рационально использовать подвижной состав, экономно использовать топливно-энергетические ресурсы. В текущем году Совет Министров Республики Беларусь своим постановлением от 30.12.2011 г. № 1776 установил организациям потребительской кооперации задание по экономии светлых нефтепродуктов — 10 %. Такое сокращение в транспортной отрасли было обеспечено только за 6 предыдущих лет, в основном за счет приобретения 1954 новых автомобилей и переоборудования 1085 автомобилей для использования газа в качестве моторного топлива.

Поэтому использование систем мониторинга работы автомобильного транспорта при помощи приборов спутниковой навигации является тем направлением, которое позволяет не только осуществлять действенный контроль за его работой на линии, расходом топлива, но и использовать полученную информацию для оптимизации маршрутов доставки грузов.

В настоящее время такие системы активно внедряются в организациях потребительской кооперации Брестской и Гомельской областей, где уже установлено на автомобили 168 приборов спутниковой навигации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter