Всему свой срок

Почему бытовая техника стала быстрее ломаться?

По сей день в некоторых домах можно найти чудеса советской техники: по 25 лет тарахтят на кухнях ЗИЛы, с надрывом пылесосят ковры «Тайфуны» и все так же стирают без отжима «Вятки». Такую технику покупали на века, и она успешно, без серьезных поломок справляется с возложенными на нее обязанностями сегодня. А вот срок службы современных устройств часто вызывает немало вопросов у покупателей и мастеров по ремонту: мол, где же старые добрые приборы–долгожители и почему так короток век новеньких холодильников и «стиралок»? Пробуем разобраться.


Неужели производители, несмотря на шагающий семимильными шагами прогресс, разучились делать качественную и долгоживущую бытовую технику? Или нам целенаправленно всучивают одноразовый товар, намеренно укорачивая ему сроки службы? Вопрос весьма неоднозначный, считает ведущий инженер Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Денис Савич:

— С одной стороны, редкий производитель пожертвует своей репутацией: такое осознанное пренебрежение качеством повлияет на имидж марки и объем продаж. Конкуренция все время вынуждает улучшать характеристики изделий, в том числе увеличивать и срок службы. Люди начинают обращать внимание на технические и другие параметры продукции. С другой стороны, некоторые изготовители действительно могут держаться на рынке за счет увеличения продаж более–менее низкого по цене и качеству товара по принципу «сломалось — выкинул — купил новое».

Можно сравнить современную компактную стиральную машину с ее советским «предком»: преимущества очевидны. Однако и материалы в них будут значительно отличаться: какие–то заменили более легкими и дешевыми (а следовательно, менее долговечными), корпус стал более презентабельным, но пластиковым. Даже самая незначительная экономия производителя на составляющих элементах прибора может сказаться на сроке службы всего механизма. Это, конечно, уменьшает себестоимость холодильника, но от снижения цены может пострадать и качество. Да и общество потребления, где культивируются материальные блага, диктует нам свои условия. Не всякий бытовой прибор доживает до «заслуженного отдыха» по той простой причине, что многие привыкли менять свои технические «игрушки»: стоит «стиралке», утюгу или холодильнику обзавестись новым наворотом, как он тут же оттесняет предшественника. А реклама такой подход поощряет и на каждом шагу призывает: «Налетай! Торопись! Покупай!»

Штрихи к проблеме


Что такое гарантийный срок, знает каждый. Кстати, по статистике, подавляющее большинство товаров успешно и без нареканий со стороны покупателя его отрабатывает. Конечно, бывают исключения в виде заводского брака или других изначально скрытых недостатков. Именно в таких случаях эта самая гарантия и защищает нас от некачественных изделий. Гораздо сложнее обстоят дела с понятием «срок службы». Говоря простым языком, производитель в течение этого времени должен предоставить вам возможность пользоваться товаром. Что это значит? Если в руководстве по эксплуатации, скажем, холодильника обозначено, что он должен верой и правдой служить 10 лет, то весь этот период вам обязаны обеспечить возможность ремонта: ровно столько с момента выпуска последнего холодильника данной модели будут хранить или изготавливать запасные комплекты запчастей.

Конечно, заявленный срок службы может совсем не совпасть с реальным: ваш электрический чайник может до него не дотянуть или же, наоборот, значительно переработать. Если техника вышла из строя гораздо раньше отведенного ей времени, ничего не остается, как устранить поломку за свой счет. А вот надо ли обязательно отправлять на свалку еще работающий прибор, который по бумажкам превысил свой срок службы? Здесь следует руководствоваться здравым смыслом.

Конечно, срок службы напрямую зависит от правильной эксплуатации прибора. В большинстве случаев техника работает значительно дольше, нежели заявлено в инструкции, если вы обращаетесь с ней должным образом. В советские времена срок службы строго регламентировался: холодильники должны были отработать 15 лет, газовые плиты — 20, электроплиты — 16,5. Понятие «срок службы» у нас закреплено законодательно, однако по большей части отмеряют его сами изготовители после различных испытаний и исследований. Может, стоит вернуться к практике былых времен и четко обозначить время жизни для каждого прибора? Денис Савич считает, что с технической точки зрения это будет слабообоснованным решением:


— Заявленный срок службы является больше экономической характеристикой, а не технической, так как позволяет рассчитывать примерный срок эксплуатации изделия до замены. Изготовитель, определяя срок службы, исходит из своих условий, а реальные условия эксплуатации у потребителя могут быть другими. Например, у кого–то холодильник стоит на даче и включается всего на пару недель, а у кого–то все время работает в квартире. Стиральную машину, телевизор, микроволновку, электрический чайник могут использовать лишь несколько раз за неделю, а могут — без перерыва в каком–нибудь заведении. Какой прибор выйдет из строя раньше? Один производитель использует более дешевые материалы и комплектующие, срок службы его бытовой техники будет меньше, но и цена ниже. А другой выбирает качественные и дорогие составные части. Покупатель сам определяется с категорией товара. Поэтому устанавливать единый срок службы для всех будет неправильно: это скажется и на конкуренции, и на цене, и на возможности выбора бытовой техники. Но изготовитель должен указывать срок службы изделий, чтобы информировать потребителя.

Прислушиваться к производителям стоит, ведь подобные цифры в инструкциях по эксплуатации появляются отнюдь не просто так: устаревшая техника может стать причиной пожара. К примеру, очень строго регламентируются сроки службы газовых плит: 10 лет. В течение этого времени производитель еще будет выпускать запчасти к вашей модели. Однако срок можно официально продлить, если плита хорошо работает: сотрудники газовой службы проведут необходимую диагностику. А вот спустя 20 лет даже при условии своевременной диагностики и исправного состояния плиту все равно придется заменить.

Справка «СБ»

Сколько примерно может прослужить бытовая техника


Холодильник — 7 — 10 лет.

Стиральная машина — 7 — 8 лет.

Пылесос — 3 — 7 лет.

Микроволновка — 7 лет.

Посудомоечная машина — 5 лет.

Чайники, фены, мелкая бытовая техника — 3 года, профессиональная — 5 — 7 лет.

Ольга САВКО.

Автор фото: Виталий ПИВОВАРЧИК
Версия для печати
Алла
Это почему же Вятка без отжима? Очень даже с полным циклом, и водичка заливалась и холодная и горячая для экономии электричества.
Пользователь
Сравнивать Вятку и какой-нибудь современный Индезит, это тоже самое что сравнивать счеты и компьютер. Да, на счетах можно лет 100 костяшки перебирать, а компьютеру потребуется модернизация через пару лет. Ну и что? Это же не повод вернуться в пещеры и готовить на дровах)) Променять современную стиралку на Вятку сегодня может только очень, мягко говоря, "большой оригинал".
Сергей, 53, Могилев
Ответ  прост, производителю не выгодно производить то, что будет работать годами. А куда после сбывать  продукцию. Вот и весь ответ. Холодильник ДЭО купил, проработал ровно 10 лет- как по часам сломался. Мало того в морозильной камере протерся пластмасс от движения ящиков. Ужас. А наш АТЛАНТ работает без проблем. Мало того, сервис по ремонту и холодильников и другой аппаратуры желает быть лучше. А стиральные машины практически все в одним браком. У тех машин где дверцы крепятся очень близко к загрузочному окну два болта крепления смотрового окна слишком длинные и при работе стиральной машины на больших оборотах резиновая вставка касается краев болтов. Через время они ее протирают и резина приходит в негодность. Когда сам это увидел  в ИДНЕЗИТЕ 105, спросил мастера, а он и глазом не моргнул. "Да так у всех". Видят, знают, но ничего не предпринимают. Вот я эти болты обрезал, зашлифовал и за 14 лет работы машины резиновую вставку между машиной и смотровым окном стиральной машины мы не разу не меняли. Вот так то.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?