Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Когда спасаешь человека, счет идет на минуты». Представители трех профессий – о важности времени в их деле

Всему свое время

Замечали, как часто мы ловим себя на фразе «У меня совсем нет времени» или сожалеем, что в сутках не 25 часов? Порой бываем настолько заняты, что даже не видим происходящего вокруг. А в канун Нового года или очередного дня рождения с легкой грустинкой отмечаем: как быстро летит время, вот и еще один год миновал. Время – наш самый главный ресурс, однако, вот парадокс, мы часто растрачиваем его на ненужные занятия, например, часами просиживаем в интернете. «Знаменка» предложила представителям трех профессий порассуждать о том, насколько важно время в их деле и где его брать, когда не хватает.


Ольга Новикова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ: 

– Особое переживание времени характерно для нас, живущих в эпоху цейтнотов и дедлайнов, которые поглотили и представителей бизнеса, и офисных работников, и даже преподавателей (Высоцкий спел об этом: «Вот какое время наступило: такое нервное – взгляни, Алиса»). Тот же преподаватель философии в университете не только читает лекции, ведет семинары и пишет научные статьи. Мы проводим конференции, составляем и готовим к изданию сборники научных статей, разрабатываем учебно-методическое обеспечение преподаваемых курсов, занимаемся оргработой и пишем отчеты. А ведь нужно еще найти время на самое важное – изучение актуальных исследований в сфере своих научных интересов, ведь без этого невозможна ни научная работа, ни просто подготовка к занятиям со студентами. 

Сейчас время не просто ценность. Это суперценность. Причем в данном контексте мы рассматриваем именно свободное время, недостаток которого ощущается настолько остро, что когда мы его наконец получаем на недолгий срок, не знаем, чем его заполнить. Философу свободное время обычно хочется посвятить чтению книг, которые давно хотелось прочесть не по работе, а ради удовольствия, да все некогда было (три толстых тома Умберто Эко смотрят на меня с полки с немой укоризной уже почти год). Однако вечером после работы мы скроллим ленты соцсетей, смотрим сериалы или принимаемся за домашние дела, которые откладывали на потом. В итоге снова сетуем на нехватку времени. А ведь еще Льюис Кэрролл написал: «Время очень не любит, когда его убивают». Новой роскошью становится возможность жить неторопливо, когд­а можно оглядеться по сторонам, прочувствовать момент жизни здесь и сейчас с максимальной остротой и полнотой ощущений. Каждый из нас уникален, и отведенное нам время – это отрезок пути от рождения до смерти. Нужно осознать это время как свое, нужно присвоить его. Пойду, наконец, дочитаю «Историю красоты» Умберто Эко.


Екатерина Богдан, фельдшер выездной бригады Городской станции скорой медицинской помощи (подстанции № 4) Минска:

– Работая на скорой, осознаешь, что в некоторых ситуациях (при спасении жизни человека) счет идет буквально на минуты. Выполнять свои обязанности нужно очень быстро, времени на раскачку нет: расспрашиваешь пациента о жалобах, собираешь анамнез, осматриваешь его, снимаешь кардиограмму, делаешь глюкометрию, если это необходимо, меряешь давление, сатурацию, температуру. И уже основываясь на этих данных, выставляешь предполагаемый диагноз и оказываешь помощь. Одна­ко скорость не всегда означает качество: лучш­е более тщательно собрать анамнез и расспросить окружающих, которые видели, что произошло, – это поможет выставить более точный диагноз. Чему точно не место на скорой помощи, это панике: если ты не умеешь совладать со своими эмоция­ми в критичной ситуации, считай, ты профнепригоден.

За десять лет работы в неотложке сталкивалась с разными случаями на вызовах. Были пациенты с тяжелыми повреждениями после ДТП, перенесшие инсульт и инфаркт. Приходилось реанимировать пациента, совершившего суицид (спасти его, к сожалению, не удалось). Гораздо приятнее – принимать роды. Процесс появления на свет нового человека – очень волнительный как для самой мамочки, так и для помогающего ей медика. Везти роженицу в больницу или принимать роды прямо в машине – решаем на ходу. Если времени нет – останавливаем автомобиль и принимаем роды.

Есть категория пациентов, которые могут вызывать неотложку по незначительным поводам два, а то и три раза в сутки. Ты знаешь их от и до: как зовут, где живут и что их беспокоит. В такой ситуации становится обидно за других пациентов, которые не смогли получить вовремя квалифицированную помощь. В среднем за смену на одну бригаду приходится по 18–20 вызовов: летом – меньше (пациенты преклонного возраста разъезжаются по дачам), зимой – больше. 


Алексей Кривошей, экскурсовод Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж»:

– Мне повезло работать в уникальном и красивейшем месте – в бывшем родовом гнезде князей Радзивиллов. Здесь удивительным образом переплетаются сразу несколько эпох. Целых четыре столетия нашей истории! Порой ловлю себя на мысли: как жаль, что на экскурсию отводится всего два часа, ведь так хочется рассказать нашим гостям как можно больше интересных фактов, чтобы они тоже прониклись атмосферой и духом того времени. Оказавшись в залах дворца наедине с собой, думаю о том, как было бы здорово, если бы кто-нибудь изобрел машину времени и можно было перенестись в те времена, например, поприсутствовать на торжественном приеме князей Радзивиллов. Люблю, когда экскурсанты проявляют любопытство и задают вопросы. Иной раз случается, что гость сумеет поставить меня в тупик, спросив о чем-то, чего я не знаю. В такой ситуации самое верное (совет на будущее всем молодым экскурсоводам) – не стесняться признаться, что ты чего-то не знаешь. Человек просто не может знать все. После экскурсии я обязательно отправляюсь к своим более опытным коллегам, научным сотрудникам, которые работают в музее, чтобы задать им этот вопрос и получить на него ответ.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter