Всемирное наследие Несвижа

Нынешний год станет важной вехой в более чем четырехсотлетней истории Несвижского замка. В ноябре 2007-го будет завершена реконструкция первого пускового комплекса. Это — въездные ворота, башня и прилегающая двухэтажная галерея. А уже 28 апреля Несвижский замок ожидает еще одно значимое событие: в этот день состоится торжественное открытие мемориального знака, подтверждающего, что замок внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой ценность не только для национальной, но и для мировой культуры.

— В июле 2005 года Международный комитет всемирного наследия ЮНЕСКО принял решение о придании Несвижскому замку статуса всемирного памятника, — рассказывает заместитель директора по научной работе ГУ “Национальный историко-культурный музей-заповедник “Несвиж” Галина Кондратьева. — Собственно, речь идет не только о замке. Объект был номинирован как архитектурно-культурный комплекс резиденции князей Радзивиллов в Несвиже и включает в себя помимо самого замка еще и костел Божьего Тела с прилегающей территорией, все три пруда — Замковый, Дикий и Бернардинский и пять парков — Старый, Новый, Замковый, Японский и Английский. В охранную зону вокруг архитектурно-культурного комплекса входят весь исторический центр Несвижа, деревня Заозерье (бывший радзивилловский фольварок) и предместье Новое место, также представляющие  культурную и историческую ценность.
Чтобы быть включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, природный или культурный объект должен соответствовать ряду требований.
— Специфические архитектурные решения Несвижского дворцово-замкового комплекса стали впоследствии примером для строительства во многих городах не только белорусской земли, — поясняет собеседница. — В первую очередь это касается костела Божьего Тела, а также самого дворцового ансамбля. Несвижский костел был одним из первых сооружений на территории Речи Посполитой, выполненных в стиле барокко, который в дальнейшем стал очень распространен. Это здание работы архитектора Яна Мария Бернардони было одним из первых в Речи Посполитой, в оформлении которого использовалась штукатурка, а для украшения фасада — скульптуры. Немаловажно и то, что в костеле имеется усыпальница рода Радзивиллов. Подобных усыпальниц в Европе сохранилось всего несколько. При костелах в прежние времена существовали крипты — захоронения священнослужителей или монахов, но они практически не сохранились до наших дней. Несвижская же родовая усыпальница была основана в XVI столетии Николаем Криштофом Радзивиллом Сироткой, более 400 лет здесь хоронили представителей этого знатного рода. Причем очень многие старинные саркофаги имеют настолько высокохудожественную отделку, что сами по себе представляют огромную историко-культурную ценность. Кроме того, на решение экспертов Международного комитета всемирного наследия ЮНЕСКО повлияло и само имя князей Радзивиллов, с которым неразрывно связан Несвиж: этот род внес значительный вклад в политическую и культурную жизнь Европы.
Охранная доска, которая в присутствии экспертов ЮНЕСКО, представителей Министерства культуры и сотрудников Несвижского музея-заповедника откроется 28 апреля, будет выполнена в виде каменной плиты, текст на которой выбит на трех языках — белорусском, английском и французском.
Заповедь реставратора — “Не навреди!”
В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО наша страна представлена четырьмя объектами. Два из них — Беловежская пуща и геодезическая Дуга Струве — являются трансграничными, то есть находятся на территории нескольких государств. Еще два — Мирский и Несвижский замки — располагаются непосредственно на территории Беларуси.
— Есть страны, которые вовсе не   представлены  в  Списке ЮНЕСКО, однако это не значит, что им нечего представлять, — говорит Галина Кондратьева. — Но, чтобы доказать, что данный памятник действительно уникален и значим в мировом масштабе, необходимо приложить немало усилий. В частности, очень важно, чтобы реставрационные работы соответствовали мировым стандартам. Например, один из уникальных памятников XV века в Болгарии не был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО потому, что при его реставрации применялись современные цементные растворы. Иными словами, касаясь любого памятника, мы должны помнить заповедь врачей: “Не навреди!”.
Планы и надежды
По завершении реконструкции  Несвижский замок станет культурно-просветительским центром, где значительные площади будут отданы под музейные экспозиции. В зданиях первого пускового комплекса, которые распахнут двери для посетителей уже в конце нынешнего года, разместятся кафе на 30 мест, сувенирные лавки и прочие объекты туристической инфраструктуры, а также несколько экспозиционных залов. Экспозиция расскажет об истории строительства и реставрации замка. Один из залов будет посвящен генеалогии Радзивиллов. Будет восстановлен интерьер архива и библиотеки Радзивиллов, где посетители смогут увидеть копии  старинных документов и книг.
— Со временем появятся у нас виртуальный архив и библиотека Радзивиллов, — рассказывает Галина Кондратьева. — Ученые, архивные и библиотечные работники, сотрудники других учреждений уже работают над проектом “Радзивиллиана”.
Конечно, увидеть все это туристы в нынешнем году еще не смогут. Создание музейной экспозиции — процесс долгий и трудоемкий, правда, сразу после открытия в залах двухэтажной галереи будут проходить временные выставки и параллельно вестись оформление стационарных экспозиций.
Пока нельзя сказать, вернется ли в “родные стены” портретная галерея Радзивиллов. Белорусские музеи, в фондах которых находятся эти работы, готовы предоставить качественные копии, но подлинники в Несвиж возвращать, разумеется, не хотят. Согласно законодательству передача раритетов возможна с согласия музея-собственника и с разрешения Министерства культуры.
Дело государственной важности
— Сегодня мы поднимем вопрос о том, чтобы объявить музеификацию Несвижского замка национальным проектом, — говорит Галина Кондратьева. — Возможно, Министерство культуры будет выходить на Совет Министров и Администрацию Президента с идеей о создании специальных инвестиционных программ.
По словам Галины Кондратьевой, создание музейных экспозиций обойдется в сумму едва ли меньшую, чем реставрация, причем просчитать ее заранее практически невозможно. Ведь речь идет о раритетах, закупать которые придется на аукционах и в антикварных магазинах. Аукционный дом “Парагиз” готов оказать музею-заповеднику помощь в поиске необходимых для музеификации предметов как в нашей стране, так и за рубежом. А описи того, что было в замке и 200, и 300 лет назад, сохранились до наших дней: зеркала и мебель, посуда и предметы декоративно-прикладного искусства, картины, гобелены, оружие...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter