Ветеран ВОВ Владислав Васильев — об обороне Ленинграда, ранениях, задержании диверсантов, наградах и живописи

Всем смертям назло

9  Мая — это великий праздник для всего белорусского народа. А для ветеранов Великой Отечественной войны — особенный день. Накануне праздника мы посетили ветерана Владислава Николаевича Васильева, у которого много боевых наград. Он награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы III степени, медалью «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941—1945 гг.». Участнику событий Великой Отечественной войны без малого 100 лет.

Живописная белорусская природа стала источником вдохновения Владислава Васильева — художника.

Из рядовых — в разведчики

В квартире долгожителя на стенах висят авторские картины, в основном это пейзажи. Влади­слав Васильев увлечен живописью. Большинство его картин, передающих красоту природы масляными красками, украшают сегодня музеи и учебные заведения Пуховичского района.

Война ворвалась в жизнь 17-летнего юноши внезапно. Его смелые планы учиться, работать и помогать большой семье в одночасье были разрушены.

— Сам я из донских казаков, родился под Воронежем. Мои родители работали на конном заводе, а потом переехали в Березово — город на севере Западной Сибири. Летом 1942 года меня с товарищами призвали в Красную армию и направили с целым эшелоном на курсы в Ленинск-Кузнецкое военно-пулеметное училище. После нескольких месяцев учебы отправился на защиту Ленинграда. Попал в стрелковую роту, — рассказывает ветеран.

В начале войны Васильев был тяжело ранен:

На службе в разведроте и отряде спецсвязи Васильев выполнял сложнейшие боевые задания.
— Во время атаки на левом фланге наскочил на немца. Увидел врага, когда он уже поднял на меня оружие и выстрелил. Попал в шею. Я упал и потерял сознание. Фашист, видимо, подумал, что раз я в крови, то мертв, и ушел. Сколько времени пролежал, не помню. Это было в середине дня. Когда очнулся, рядом никого не было. Понял, что ранен и обессилен. Оружия со мной не было. Встал и двинулся в направлении нашей части, но и там никого не нашел. Здесь и упал без сил. Были галлюцинации от кровопотери, в голове слышал четкий голос: «Повернись направо». И повернулся. Вижу, что в дерево, под которым лежу, летит мина. Меня ранило в спину осколком. Как-то поднялся и пошел еле-еле по тропе. Не знаю, сколько времени брел… Увидел солдат и лошадь с повозкой. Они забрали меня. Попал в Ленинград, в военный госпиталь, где несколько месяцев восстанавливался.

Ветеран говорит, что родился в рубашке. Не раз попадал под обстрелы и взрывы. Но все-таки выжил:

— Лицом к лицу встречался со смертью. Так, с лейтенантом Живитиным шли по лесу, был у него связным. Он шел впереди и нарвался на снайпера. Рухнул. А немец не ожидал, что следом кто-то идет. Я пристрелил врага. А еще как-то зимой осколок прилетел в живот, но я был в теплой одежде, он лишь поцарапал меня. Был случай, когда немец бросил в мою сторону гранату, а она не взорвалась…

После медсанчасти Владислава направили служить в разведроту. Получив приказ обнаружить диверсантов, заметил врагов прямо перед собой. Из воспоминаний:

— Шел в группе крайним. Выхожу из леса и вижу немцев человек пять. Прикинул, что могу положить передних. У них винтовки были, а у меня — автомат. Так и сделал: по троим пустил очередь. Потом наши подключились, зажали оставшихся и взяли их в плен.

При обыске и допросе врагов выяснилось, что их заданием было взорвать мост, по которому продвигались советские войска. За задержание диверсантов наградили орденом Славы III cтепени.

 — Это самая дорогая боевая награда, потому что первая, — улыбается ветеран.

Фронтовые 125 грамм

Самым трудным, со слов ветерана, было время в блокадном Ленинграде, когда в сутки на человека давали всего 125 граммов хлеба:

— Горели склады с продуктами питания, расплавленный сахар вытекал на землю, а люди собирали эту землю, разбавляли водой, кипятили и пили грязную жидкость, чтобы выжить. Когда прорвали блокаду Ленинграда, стало легче. Но жуткая вой­на все продолжалась…

В 1944 году Васильева направили на курсы шифровальщиков, после окончания в звании младшего лейтенанта стал помощником начальника штаба полка гвардейской стрелковой дивизии по специальной связи.

— Дело шло к Победе. Помню, пошли на задание, двигались по освобожденному участку. В траншеях увидели раненного в ногу солдата. Он просит: «Братцы, добейте или отрежьте покалеченную ногу!» Мы говорим: «Идем на задание и не можем тебя взять», — но обработали ногу спиртом, обменялись контактами и двинулись дальше. Санитары получили наказ забрать его с поля. А через год пришла весточка от него: жив-здоров, хоть и без ноги.

Известие о Победе бойца застало в Прибалтике. Но домой вернулся через год. Еще некоторое время вместе с сослуживцами сражался в Эстонии с «лесными братьями». Только в октябре 1946 года был демобилизован.

А над головой — чистое небо

Владислав Николаевич вернулся на родину, в Воронежскую область. Поступил в сельскохозяйственный институт, где познакомился с будущей женой Галиной Ивановной, с которой не расстается более 70 лет. После окончания вуза стал работать землеустроителем, а жена — агрономом. В Беларусь пара приехала в 1960-е — в поселок Марьино, где долгие годы проработала в сельскохозяйственном техникуме (сегодня Марьиногорский аграрно-технический колледж. — Прим. ред.). Васильевы не только преподавали, но и принимали активное участие в жизни поселка, занимались творческой работой. Спектр увлечений ветерана впечатляет: занимался фотографией, собаководством, стендовой стрельбой, редактировал фотогазету «Кадр».

Последние полгода Галина Ивановна, супруга ветерана, прикована к постели после инсульта. А он, несмотря на свой почтенный век, неутомим — взял основную заботу о любимой на себя. Листает фотоальбомы и вздыхает, ведь самые важные снимки — там, где вместе с ней:

— Не верится, что мне 99… За каждый прожитый день говорю спасибо. Храню память о тех, кто, встав на защиту Родины, не встретил Победу. Призываю всех ценить жизнь под мирным, чистым небом. Умейте радоваться жизни и делиться радостью с другими. Берегите мир!

shimuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter