О новом формате театральной премии в Беларуси

Всем сестрам по серьгам

Когда Министерство культуры в прошлом году решило взять паузу в проведении театральной премии, все сразу зааплодировали. Страна небольшая, спектаклей ставится не так много, чтобы конкурс проводить ежегодно. Но еще важнее было другое: организаторы решили изменить формат премии. И снова аплодисменты! Обывателю вряд ли известны закулисные страсти, но поверьте, они были, и не шуточные. Главная претензия – все виды театрального искусства смешаны в одном котле. Словом, изменения были нужны, и они случились.

«Золотая маска» по-белорусски – так нынче окрестили нашу премию. За основу взяли российский конкурс, где разделены все виды театрального искусства и у каждого из них свое жюри. Актеры и режиссеры возрадовались: есть, оказывается, в жизни справедливость! И главное – определять лучших будут не директора театров, которые к творчеству практически никакого отношения не имеют, а сами творцы и педагоги.


В общем, до оглашения результатов мнения в большинстве своем были положительными. Что после них? Теперь они разные. И это нормально, иначе и быть не могло. Назовите мне хоть один конкурс, где победитель неоспорим, где побежденные никак не оспаривают вердикт жюри. Театр ведь – не спорт, где если ты первым пересек финишную линию, то и победил. В искусстве все субъективно: то, что одни считают гениальным, другие – бездарным. Поэтому судить победителей не будем – это дело жюри, и его члены, облачаясь в судебные мантии, должны всегда об этом помнить. Но то, что Национальная театральная премия несовершенна, очевидно.

«Ну что, Наталья, я же говорил вам, что победители в некоторых номинациях были известны заранее?» — поинтересовался один мой знакомый. Я молчу, позиция у меня такая: иногда лучше молчать, чем говорить. «Могу угадать, кто победит в еще одной нашей премии – музыкальной. Хотите?» — не унимается собеседник. Молчу…

Да, действительно, еще несколько недель и будут подведены итоги года и в музыкальном жанре. Там, почти как у театралов, правила изменили до неузнаваемости. По аналогичной причине. И если актеры и режиссеры возмущались вполголоса, то певцы не постеснялись в свое время вынести сор из избы. Там, как оказалось, обиженный на обиженном сидел и обиженным погонял. В результате всех этих демаршей телезрителям при подведении итогов дали больше полномочий – голосуйте, выбирайте своего фаворита, но только потом не говорите, что результаты подтасованы. Словом, до оглашения результатов видятся лишь мелкие шероховатости, а что будет дальше – пока неизвестно.

А может, эти конкурсы взять да отменить? Тогда будет меньше обиженных и незаслуженно забытых. Артисты все станут друг другу братьями, а не конкурентами, певцы возлюбят ближнего в рейтинге как самого себя. Молва о хорошем спектакле или концерте будет передаваться, как и раньше, по сарафанному радио, а не по решению жюри.

Этого, конечно, не будет, но я против даже не поэтому. Вспомните, когда люди потянулись на спектакли Игоря Сигова? Когда тот был номинирован на «Оскар». До этого прекрасного актера мало кто знал, хотя он к тому моменту около двадцати лет блистал на сцене. А Илья Сильчуков? Человек почти десять лет поет в нашем Большом, у него ведущие партии, а известность к нему пришла только после того, как он стал финалистом конкурса «Большая опера». Теперь, нет сомнения, и на Сильчукова будут спрашивать лишний билетик. А не пойди он в телепроект? Кстати, Илья вот-вот будет участвовать и в Минском международном конкурсе вокалистов. Есть, видимо, бонусы у подобных мероприятий, есть.

Пожалуй, конкурсы все же нужны. Они делают нашу жизнь веселее и разнообразнее. Артистов же — еще и богаче. Да и критикам хлеб дают. Словом, всем сестрам по серьгам.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter