Всем на кухне по пирамиде здорового питания

МАРКА наших продуктов подтверждена не только победами на международных конкурсах, но и отзывами потребителей. Как в Беларуси, так и за ее пределами. Однако, по мнению ученых и медиков, подходы к качеству необходимо совершенствовать. Накануне Нового года завершена разработка новой национальной доктрины продовольственной безопасности. Она станет программным документом страны взамен действующей с 2004 года концепции. Знаковый документ. Пришла и пора гармонизировать законодательную базу технического нормирования и стандартизации пищевой продукции с требованиями, действующими в Евросоюзе.

Фото БЕЛТА

Что предлагают белорусские ученые для улучшения качества продуктов? Как поддерживают отечественные бренды? Что нового ожидать покупателям? На эту тему корреспондент «СГ» разговаривает  с генеральным директором НПЦ НАН Беларуси по продовольствию, членом-корреспондентом академии, доктором технических наук, профессором  Зеноном ЛОВКИСОМ.

— Зенон Валентинович, если бы мы сейчас подошли к новогоднему столу, что бы вы оттуда изъяли, а что добавили?

— Сразу бы исключил жареный картофель. Гораздо полезнее каши: гречневая или овсяная. Кстати, не напрасно нас называют бульбашами. Среднестатистический белорус потребляет такого продукта гораздо больше, чем ему положено по медицинской норме. Она 120 килограммов в год. Фактически приходится по 186. В среднем за месяц мы съедаем около двух килограммов колбас и копченостей.  А вот говядины только сто граммов. Традиционно, особенно в сельской местности, на Новый год на столе много жирного. Сало и другие жирные «прысмакі». Куда лучше отварное или запеченное мясо, рыба. Согласно пирамиде здорового питания нужно больше фруктов и овощей. На них приходится немногим более пяти процентов. Очень мало.

— В этом году вступили в силу новые технические регламенты по молочной и мясной продукции Евразийского союза. Но ведь у нас они и так достаточно жесткие…

— В первую очередь новые техрегламенты заставят производителей более ответственно подходить к качеству. Скажем, вареная колбаса. Ведь она сильно отличается от советской гостовской. К тому же в худшую сторону! Согласно  новым требованиям теперь придется либо называть свою продукцию как-то иначе, например мясной или молочный продукт, сырный продукт. Но никак старыми добрыми именами типа колбаса «Докторская», «Молочная», «Любительская». Придется наладить производство строго по нормам технического регулирования. В нашей республике особых вопросов здесь нет. А вот у нашего основного торгового партнера — России — проблемы существенные. По необходимым требованиям здесь выпускается лишь около десяти процентов колбасных изделий. И многие претензии Россельхознадзора лишь на их совести. Что поделаешь — конкуренция. А в ней мы выигрываем.

— Тем не менее сейчас во главе угла евразийский вектор…

— Да, в рамках  реализации проектов идет формирование договорно-правовой базы. Однако темпы далеко не всегда устраивают белорусскую сторону. Многие документы, важные для развития  общего рынка, так и не появились. Беларусь намерена форсировать их обсуждение на заседаниях Евразийской экономической комиссии. А вот на площадке Таможенного союза принято 35 технических регламентов. Последний, 35-й — на табачную продукцию вступил в силу в 2016 году. Утверждено 25 программ по разработке стандартов, сопровождающих такие регламенты. Дело, скажу, непростое, но нужное. Не сомневаюсь, они помогут защитить здоровье человека, окружающую среду. А еще ограничат рынок от недобросовестного производителя.

— Зенон Валентинович, более пристально рассмотрим теперь основную концепцию центра. Так сказать отечественный бренд — натуральность, качество, конкурентоспособность. 

— Сегодня потребитель имеет возможность выбирать. Это его законное право. Но неоспоримо и то, что выбор этот должен быть осознанным, базироваться на достоверных  фактах, научно подтвержденной информации. Наши ученые готовы обеспечить научную базу для создания натуральной качественной продукции. Именно с целью показать уникальность белорусских технологий переработки пищевой продукции и создана концепция. Сегодня это практически на 100 процентов натуральное сырье. Сведены к минимуму или полностью исключены при производстве синтетические и искусственные составляющие. 

— Еще один вопрос — производство функционального питания...

— Здесь есть определенные проблемы. Скажем, продукты для лиц пожилого возраста или для людей с некоторыми заболеваниями. Раньше эту роль с успехом выполняли диетические столовые. Практически в каждом объекте общепита были организованы и диетические столы. К сожалению, канули в небытие. Центр по продовольствию восполняет этот пробел. Работаем над созданием новых видов продуктов функционального назначения. Кефиры и йогурты, восстанавливающие микрофлору кишечника. Или колбасные изделия, способствующие профилактике железодефицитных анемий, мясные продукты, обогащенные фолиевой кислотой кондитерские изделия для людей, склонных к заболеваниям. А вот если говорить о питании при ожирении, то мы только в начале пути. 

— Центр разрабатывает множество рецептур новых видов продуктов, в том числе для детского, диетического питания. Востребованы ли эти разработки отечественными предприятиями? 

— Безусловно. Они находят как своего производителя, так и потребителя. Скажем, среди широкой гаммы детского питания более 135 наименований молочных продуктов. Для детишек также разработано свыше двухсот наименований консервов на плодоовощной основе. Линейка сухих продуктов. Есть даже майонез «Школьный». Из последних разработок специалистов нашего центра — зефир, мармелад, желейные конфеты, которые могут использоваться как диетическое питание. Важный момент.  В этом году впервые занялись разработкой технологий консервированной продукции с использованием отечественной прудовой рыбы.

— Так что выбор для всех есть.

— Несомненно… На любой вкус и пожелания. Свое сырье, отечественные наработки. 

— Удивительно, но факт: замороженные овощи и фрукты по-прежнему у нас далеко не во всех магазинах. И ассортимент отечественных продуктов хромает на обе ноги. Да в конце концов, стыдно покупать картофель фри или фасоль, привезенные из-за рубежа! 

— Основная проблема белорусских пищевиков в том, что они по традициям еще советских времен, производят в основном консервированные продукты. Жители же европейских стран, включая ближайших соседей литовцев, латышей, поляков, предпочитают употреблять овощи в свежем или свежемороженом виде. А вообще производством замороженной продукции занимаются более тридцати организаций. Реализуют овощи, ягоды и грибы в основном в магазинах потребительской кооперации. Вы правы, отечественное овощное ассорти  пока не может конкурировать с импортным по составу. Однако ассортимент в последние годы постепенно расширяется. На мой взгляд, активное продвижение отечественной продукции тормозится из-за отсутствия качественной рекламы.

— А каков обычно ваш новогодний стол?

— Новый год — наш самый любимый семейный праздник. Все его ждут с нетерпением и готовятся. У нас большая дружная семья. За столом собираются дети, внуки, близкие родственники. Готовим традиционные блюда белорусской кухни, которые любят все. На столе всегда много рыбы, грибов, овощей и фруктов. Внукам готовим домашний торт «Наполеон», шарлотку с яблоками, много орехов и домашних сладостей. Запекаем мясо, утку или гуся. Всегда традиционно присутствует салат «Оливье». Ну и какой Новый год без шампанского или качественного выдержанного вина! У нас на кухне висит пирамида здорового питания, стараемся прививать детям и внукам навыки правильного и здорового питания.

Свое сырье, отечественные наработки. Значит, и вкус особый! 

— Спасибо, Зенон Валентинович, за познавательное интервью!

shevko@sb.by

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter