Парадокс: чем лучше мы живем, тем меньше рожаем

Всем ко двору семейный капитал

Удивительные времена были раньше: в семьях по шесть, восемь, а то и 12 детей! Прабабушка в три ночи вставала, чтобы начистить ведро картошки и к рассвету нажарить драников на всю ребятню. Подгузников и стиральных машин не знали, о трехлетнем декретном отпуске и пособии не слышали. А кроме кучи детишек в хате, корова да свиньи в хлеву, полгектара земли, и на ферму бежали засветло каждый день. Но рожали — и в детдома не сдавали.

В столице замужние дамы смот­рят на рождение еще одного ребенка прагматично. А не тесно ли будет в квартире? На что три года жить, если зарплата была в два раза выше пособия? А вдруг растеряю профессиональные навыки, клиентов в декретном? И получается парадокс: чем лучше мы живем (по сути, могли воспитать и поставить на ноги больше детей), тем меньше рожаем. Сколько моих городских сверстниц даже один визит в роддом считают героизмом: ночи бессонные, годы потерянные, фигура не та...

В меньшей степени это касается сельских женщин. Они смелее идут за вторым, третьим, четвертым ребенком. Может, потому, что генетическая память сильнее: большая семья — таков традиционный уклад деревни. А может, тот самый парадокс: скромнее живем, смелее в декретный идем? И разве в этом кроется что-то плохое? Тем более что государство на третьего и последующего ребенка открывает банковский счет с круглой суммой. Не побоюсь назвать семейный капитал одним из самых амбициозных и результативных проектов господдержки многодетных семей. И, конечно, он сыграл свою роль в том, что в последнюю десятилетку их число увеличилось вдвое. А то, что позволили размораживать капитал и распоряжаться деньгами здесь и сейчас, не откладывая решение проблем на потом, тысячам семей помогло решить конкретную проблему — жилье, учеба, здоровье. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич привела цифры: 26 тысяч семей досрочно использовали семейный капитал. И уже даже не в министерских кулуарах, а из уст главы ведомства озвучена перспектива: возможности применения капитала планируют расширить. Например, чтобы купить часть жилого помещения или провести отделку квартиры.

Многодетные признавались, беседуя со мной: раньше мысль о впечатляющей сумме на счету грела, но деньги казались мифическими. А сейчас поняли: они реальные. И каждой из 26 тысяч семей помогли закрыть свой вопрос. Вот, например, Кобринский район. Семейный капитал в этом году разморозили 508 семей. Львиная доля многодетных (458 семей) средства направили на решение жилищного вопроса. 22 семьи деньгами от государства решили воспользоваться, чтобы получить образование. И учиться на эти средства может любой — ребенок или родитель, как по мне, в любом случае в выигрыше окажется вся семья. Еще 28 ячеек общества из Кобрина хотят или уже распорядились деньгами, чтобы получить медуслуги. Признаться, была уверена, что используется капитал для лечения тяжелых заболеваний. Оказалось, почти все лечат зубы. Ставят коронки, импланты — услуга не из дешевых. Но слава богу, что это самое-самое насущное, в чем большие семьи нуждаются.

К примеру, мама трех дочерей Ольга Жменько из деревни Петьки за три беременности растеряла 11 зубов. Одна металлокерамическая коронка в кобринской стоматологии — около 200 рублей. Сумма выходит немалая. И так как дом супруги отстроили пару лет назад с кредитом под 1 процент и теперь жилищный вопрос их не волнует, на семейном совете решили: мама заслужила. Оставшуюся часть семейного капитала направят на образование, если вдруг кого-то из дочерей придется учить на платном.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter