Вселенское перекосово

В Иракском Курдистане все–таки прошло голосование о независимости. И хотя этот референдум не являлся официальным, сам его факт и итоги игнорировать нельзя хотя бы потому, что явка составила свыше 72 процентов и подавляющее большинство курдов поддержали идею независимости региона. А за этим маячит передел нефтяного рынка, так как половина всех нефтяных запасов Ирака находится именно в Иракском Курдистане. Его превращение в независимое государство означает передел границ в регионе, так как курдский вопрос существует и в сопредельных странах. Не случайно накануне и после курдского плебисцита на Ближнем Востоке началась невиданная активность — впервые за 38 лет начальник генштаба Ирана прибыл в Анкару. Глава МИД Турции внезапно отправился в Багдад. А начальник генштаба Ирака побывал в Анкаре. Что сулит региону и миру эта движуха, названная уже «дипломатией начштабов»?

Фото РЕЙТЕР

...Да, аукнется еще сотворенный Западом косовский прецедент. Предупреждал же тогда российский Президент Владимир Путин, что одобряя провозглашение независимости Косово, западные политики выпустили джинна из бутылки — не будь его, не последовало бы это вселенское перекосово по принципу: если позволено другим, то почему не позволено нам?.. И судя по тому, как центробежные силы дают о себе знать то в одной, то в другой точке даже нашего континента, не говоря уже о взрывоопасном ближневосточном регионе, процесс этот не будет простым.

Первая причина и, как следствие, источник будущих конфликтов лежит на поверхности. Это экономический прагматизм и даже, если хотите, экономический эгоизм — отделяются там, где сосредоточены большие богатства и ресурсы. Скажем, цена курдского вопроса в Ираке — это более половины ресурсов углеводородов этой страны. А среди каталонцев распространено убеждение, что власти в Мадриде забирают у региона гораздо больше, чем дают — по данным каталонских властей, Каталония заплатила в госбюджет на 11 млрд евро больше, чем получила из него.

Естественно, что в такой ситуации регионы хотят получить больше, ну а государства, в которых они находятся, — удержать больше для развития всей страны. Конфликт интересов налицо.

Но это только часть проблемы. Политической она становится тогда, когда происходит накладка экономических разногласий на социокультурные традиции и национальное самосознание. Тогда уже действительно начинается большая политика с непредсказуемыми последствиями.

Что мы наблюдаем на данный момент?

Курды своими действиями действительно подтолкнули регион к новой большой политике. Начальники генштабов курсируют между столицами, бывшие противники договариваются, и практически не остается сомнения, что ни Иран, ни Турция, ни тем более Ирак не допустят создания независимого Курдистана. И здесь уже в отличие от экономических споров нет вопроса для обсуждения: ни одно государство добровольно не согласится на собственный раскол. На Ближнем Востоке ответом стала «дипломатия начштабов». А в просвещенной Европе последовала «дипломатия прокуроров» — просто запретить и посадить сторонников независимости.

Тупик? Увы, все чаще мы наблюдаем, что получается так...

Да, есть принцип о праве наций на самоопределение, закрепленный в Декларации предоставления независимости колониальным странам и народам в 1960 году. Но уже в 1975 году, в Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ, последовала оговорка — в связи с распадом колониальной системы вопрос о самоопределении наций по большому счету решен.

Но это, конечно, уловка, потому что пока остаются метрополии, а они с распадом мировой колониальной системы никуда не исчезли, остаются и исторические, и социокультурные, и национальные различия.

И похоже, на этом поле предстоят еще новые споры и дискуссии, дай бог, чтобы они не перерастали в новые конфликты. Увы, Устав ООН, кроме как благого пожелания воздерживаться от насильственных действий, никакого конкретного механизма разрешения этих споров не дает.

Но я хотела бы закончить эти размышления на оптимистической ноте и еще раз напомнить о прозвучавшей на Генассамблее ООН инициативе Беларуси о начале нового глобального переговорного процесса. О необходимости начать на минской переговорной площадке своего рода Хельсинки–2. Конечно, у Минска нет каких–то сверхресурсов и глобальных амбиций. Но предложение Беларуси прозвучало очень вовремя. А если говорить политологическим языком, то других способов решения, кроме как путем переговоров, встреч и обсуждений, у нынешних глобальных перекосов нет.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter