В Березовском районе возрождено старинное ремесло ткачества и плетения народных поясов-оберегов

Всех заткнут за пояс

Татьяна Зданевич с дочерьми Кристиной и Дашей.

В старину невеста в сундук с приданым обязательно должна была положить сотню поясов. На все случаи жизни. Сегодня больше популярен кожаный ремень. Но искусство наших бабушек–ткачих, гонимое прочь фабричными станками, не ушло в небытие. Оно не просто живет в отдельных сельских хатах, ткачество возрождается даже в городах. Почетное звание «Народный мастер Беларуси» недавно присвоено Татьяне Зданевич из Березы. Она почти двадцать лет изучает белорусский пояс. Соткала сама более двух сотен. В ее коллекции — точные копии старинных изделий и современные вариации одного из древнейших предметов народного гардероба. Свое мастерство Татьяна Николаевна не таит, передает детям в Березовской детской школе искусств, заведуя художественным отделением декоративно–прикладного искусства и живописи.

«На дощечках», «на бердечках», «на ниту», «на колодочках», «на кроснах»... Непонятные сегодня слова еще в прошлом веке были в повседневном лексиконе жильцов каждого крестьянского дома. Мое поколение их не знает.

Беру в руки нечто похожее на пробку из–под шампанского. Это — колодочка, которую Татьяна и сама живьем–то не видела, но восстановила по рисункам и выжгла по бокам птиц, зверей и цветы. Чтоб непоседам ученикам забавнее было работать.

Татьяна показывает, как из колодочки рождается пояс:

— Нить должна познакомиться со всеми зубцами по кругу, потом поворачиваем колодочку, натягиваем нитку, берем палочку, аккуратно перекидываем ею петельку и дергаем — сильно дергаем...

«На колодочке» пояс получается полым внутри. Можно засыпать лечебную траву или сено, как делали наши бабушки, желая вылечиться от недуга.


Как работать «на бердечках», показала младшая дочь Татьяны — Даша. Привязала к талии веревкой нитки — и пошла резво шевелить пальцами! А из–под пальцев — ровненькая тесемочка с полосками разного цвета.

Обязательно нужно прикрепить нити к себе? Да. Раньше наши предки привязывались к креплению в доме, в хлеву или даже к дереву. Сегодня увидеть такое в обычном дворе невозможно. Эта технология кажется простой, но если слабо натягивать нить, «бердечко» начинает крутиться.

Такие пояса — «на бердечке» — ткали в разных деревнях Березовского района, рассказывает Татьяна:

— Это не слуцкие пояса. Не путайте. Пояса народные. На Березовщине в основном «полосковые», то есть в полоску. Использовали красный — обереговый цвет, символ жизни, здоровья и возрождения. А также синий, белый, зеленый. В деревне Спорово — малиновый, розовый. Нити были из овечьей шерсти. Я же нити покупаю, а краску иногда готовлю сама — по старинным технологиям, используя отвар трав.

Плетение пояска «на бердечках».

Как в ширину, так и в длину пояса бывают разные: тоненькие, словно ниточки, и широкие — мужские, которыми обычно мужчины подвязывались. Главное — одинаковых не получается! У каждой мастерицы своя фантазия, своя техника и сила рук. Эксклюзив.

Отец Татьяны — Николай Говенчик — ее первый учитель. С детства учил дочь рисовать — птиц, животных, украшать рисунками стульчики и лавочки.

Неспроста Татьяна окончила Бобруйское художественное училище, отделение художественной росписи и инкрустации соломкой.

В книге Евгения Михайловича Сахуты «Народнае мастацтва Беларусi» Татьяна увидела роспись Елены Маковчик из деревни Совино Березовского района и поехала к ней в гости. Профессору же написала письмо.

Татьяна Зданевич знакомит с ремеслом.

Для Татьяны это было очень важно:

— Роспись — моя душа, но и пояса — моя святая любовь. Когда Евгений Михайлович ответил, поняла, что за пояса нужно браться основательно. Нашла архивные документы в Национальной библиотеке, сидела в краеведческих отделах, ездила и ходила пешком по деревням, встречалась с бабушками, которые хранят пояса. Не все могли рассказать, как ткать, увы. А вот Ульяна Степановна Шульга из деревни Пески многому научила. Она — ткачиха. Показала мне, как основу заправлять и как ткать пояс.

Сегодня Татьяна Зданевич с удовольствием возит белорусские пояса на выставки:

— Не подарю пояс, если не знаю, зачем он человеку нужен. Считаю, что наши пояса, белорусские, где бы ни были, в любой стране — это реликвия. Ценность, которую мы никогда не должны терять. Какие же мы потомки, если не сохраняем прошлое? Вся моя жизнь — возрождение ремесел и традиций. Таких, как я, должно быть много. Поэтому разрабатываю программу по развитию ткачества. Раз могу поделиться опытом, буду это делать.

Белорусский орнамент — как знак качества и знак моды в последнее время в молодежной среде. Мода на «вышиванки» рождает моду на пояса. Где рубаха или народный строй — там и пояс. Где льняная сумка — там тоже должен быть пояс.


Во всех делах и начинаниях лучшие помощницы Татьяны — дочери. Старшая Кристина учится в БНТУ на архитектора. Ткачеством увлеклась с 9 лет. Принята в Союз мастеров народного творчества. Младшая Даша тоже к общему делу относится трепетно.

Татьяна с дочерьми сейчас готовят первую семейную выставку, где будут представлены пояса, а также роспись.

Обряды и поверья, связанные с поясом


«Сповывач» — красный пояс, которым в Беларуси опоясывали новорожденного. С этим магическим талисманом проходила вся жизнь человека. Пояс хранили в семье и передавали потомкам.

Девушки на выданье шли в лес, чтобы найти там пару осинок, которые можно обвязать одним поясом.

В новый дом впускали сначала кошку, а потом хозяин втягивал всех членов семьи через порог за пояс.

В плетеные пояса закладывали различные травы, чтобы избавиться от болезней.

Были обряды с поясом и при погребениях: на покойника надевали синий пояс. Если вдова намеревалась еще выйти замуж, то не должна была завязывать на умершем супруге пояс. После того как гроб выносили со двора, калитку перевязывали поясом, чтобы в этом доме не было повторных смертей.

valentinak3@mail.ru

Фото автора и из архива семьи Зданевич.

Советская Белоруссия № 62 (24944). Вторник, 5 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter