Всех рассудит рейтинг

Какая методика помогает адекватно оценивать тесты абитуриентов?

Какая методика помогает специалистам адекватно оценивать тесты абитуриентов?

Вот загадка: человек освоил космос и проник вглубь наночастицы, а идеального измерителя своего уникального интеллекта пока так и не придумал. Существует мнение, что близка к идеальной тестовая система оценки знаний, но и она нигде в мире пока не отшлифована до безупречности. О ее преимуществах и недостатках можно спорить, но важнее другое: по каким же правилам оценивается тест? Понять всю глубину вопроса мне помог ректор Академии последипломного образования доктор физико-математических наук, профессор Олег ТАВГЕНЬ (на снимке).

— Олег Игнатьевич, расшифруйте методику оценки тестовых заданий простым языком. И как вы можете прокомментировать тот факт, что на ЦТ по физике и математике в этом году большинство абитуриентов получили невысокие баллы?

— Математика и особенно физика, которую мы начинаем изучать только в старших классах средней школы и для которой нужен более зрелый ум, традиционно трудны для абитуриентов. Средние баллы, кстати, по этим предметам в нынешнем году колеблются от 20 до 40. А ведь в массовом сознании заложен какой стереотип: если средний балл 35—40, это примерно середина балльной шкалы, тогда все в порядке, но если показатель сдвигается к двадцати, то здесь, значит, какой-то подвох... Давайте рассмотрим методику оценки тестовых заданий: насколько она справедлива, на каких научных основах базируется, и тогда все станет на свои места.

Представим ситуацию: есть совершенно простое задание, например, в части А, скажем, дважды два. Его решили все сто процентов абитуриентов. Какая от него польза? Да, когда речь идет об итоговой аттестации в школе, где чем большее число выпускников выполняют задание правильно, тем лучше, — это показатель того, что ребята хорошо усвоили материал, такой подход справедлив. Задача тестирования — выстроить абитуриентов по рейтингу, между ними должен быть конкурс. Например, на ЦТ по математике в этом году был 21 стобалльник. Хорошо это или плохо? Существуют разные мнения, но большинство педагогов и ученых убеждены, что такого быть не должно, либо, в крайнем случае, это могут быть лишь редкие исключения. Представим противоположную ситуацию: задание оказалось настолько сложным, что его не решил никто. Информативная нагрузка этого задания, как и того, которое решили все, нулевая. Как в таком случае мы можем ранжировать абитуриентов?

Посмотрим еще глубже. Первые задания части А рассчитаны на то, что большая часть абитуриентов их решит. По статистике, 90 % на них отвечают правильно и получают свои 10 баллов, например. Но это уровень пятого-шестого класса. Представим рядом с ними абитуриентов, которые решили почти все. Разница между ними — 70—80 баллов. Но это же адекватная разница! В то же время необходимо учесть корреляцию результатов такого соревнования между собой. Здесь и появляется так называемая шкала первичных процентелей. Это, если объяснять простым языком, когда учитывается не только объем решенных заданий каждым конкретным абитуриентом, но и число последних, решивших их правильно. Появляется состязательность. Логично, что больший вес будет иметь задание, которое оказалось под силу меньшему числу абитуриентов. Такой подход при определении победителей применяется на международных олимпиадах. Эта шкала считается наиболее справедливой и в нашей стране применяется при подсчете баллов по итогам ЦТ.

— А какие методики оценки тестов существуют в мире?

— Нередко и такие, как у нас. В России при подсчете результатов ЕГЭ применяется так называемая система Раша. Здесь важны два критерия — сложность задания и уровень подготовки абитуриента. В некоторых странах в тестах используется и часть С, где учитывается ход решения, соответственно, это тоже влияет на методику оценивания. При сдаче экзамена по математике в знаменитые Оксфорд или Кембридж, для сравнения, баллы исчисляются в тысячах. Поступающий может посвятить все свое время решению всего одной задачи, но если он сделает это досконально, грамотно, красиво, то получит максимальный балл.

— Вас можно назвать оппонентом тех, кто утверждает, что ответы на вопросы тестов можно угадывать?

— Угадать, конечно, можно все, что угодно, но вероятность угадывания ответов на тест настолько невелика... Это как пример из теории вероятности: известная вероятность того, что, если посадить обезьяну за печатную машинку, она напечатает полное собрание сочинений Шекспира, равна величине — единица разделить на количество атомов во Вселенной. Да, это отличная от нуля величина, но тем не менее... Разговоры о том, что кто-то угадал ответы и поступил в вуз, напоминают слухи про снежного человека: вроде бы его кто-то где-то видел. Не скрою, приемы, когда можно угадать, действительно существуют. Но для этого нужно быть профессионалом, обладать развитым математическим мышлением. Я тоже не каждую задачу могу решить с ходу, тем более в условиях ограниченного времени. Но, даже не зная решения, можно прикинуть наиболее правдоподобный вариант ответа. А если близких к правдоподобному ответу из предложенных вариантов в тесте окажется два?..

— На каждый ли вопрос теста ответ можно найти в школьном учебнике?

— Если речь идет о математике, то, однозначно, да. Говорю это как специалист, участвовавший в составлении школьной программы по математике. Просто задача, предложенная в тесте, может быть сложной, хотя она не будет требовать никаких теоретических знаний. На ЦТ важна смекалка: некоторые сложные на первый взгляд задачи могут решаться в одно действие. В этом, кстати, заключается смысл ЦТ — задания должны быть дифференцированы. Вспомним известный пример из американской практики, когда 50 % абитуриентов не смогли правильно разделить 111 на 3 и пожаловались в конгресс на неоправданно сложные задания. А всего-то нужно было вспомнить про деление уголком... Это задание уровня третьего класса.

— Справедливо ли соотносить школьный балл с результатом, полученным на ЦТ? Многие родители удивляются, почему в школе ребенок получал восьмерки-девятки, а на тесте по этому предмету заработал, к примеру, 40 баллов?

— Необходимо учитывать разные уровни подготовки в разных общеобразовательных учреждениях. Да, программы у нас одни, но есть обычные школы и есть гимназии, лицеи. Многое зависит и от трудолюбия ученика. Кстати, именно благодаря своему трудолюбию, старательности сельские ученики выходят в последние годы на один уровень с городскими.

Да и не совсем правильно, наверное, сравнивать два этих показателя, у них разные роли. То, что человек 11 лет работал, а учеба в школе — это нелегкий труд, все это оценено и учтено — в виде среднего балла при поступлении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter