Когда война воспринимается как трагедия на глубоком эмоциональном уровне и почему нужно посещать такие места, как Хатынь

Всех поименно

Преклонение перед теми, кто освободил нашу землю, — чувство чистое и святое. Однако важно не забывать и о погибших от рук оккупантов и полицаев простых людях. Мемориальные комплексы играют большую роль в воспитательном процессе. На государственном уровне многое делается для сохранения памяти. История — это не только трагические моменты, но и жизнеутверждающие истины.


Обойтись без упрощений

Говоря о войне, нужно помнить не только героические моменты, но и океан крови и слез простых белорусов. Не рядовых бойцов, волевых командиров или смелых партизан, а наших женщин, детей и стариков. Жестокая расправа над невинным мирным населением не подлежит прощению, отмечает директор мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский:

— Какие ассоциации вызывает слово «неизвестный»? Скорее всего, «солдат». Но возьмем, к примеру, площадь Церемониалов в Брестской крепости, где покоятся останки защитников цитадели и членов их семей. Большая часть имен не установлена, поэтому посетители видят на гранитных плитах только бесконечные строчки со словом «неизвестный». Многие и не догадываются, что под ними в том числе жены и дети, которые погибали рядом с защитниками совершенно безоружными. 

Директор мемориального комплекса уверен: конкретика в подаче исторических фактов о Великой Отечественной войне помогает преодолеть расстояние в семь десятков лет и дает возможность молодежи лучше осознавать то, что происходило на нашей земле в то страшное время: 

— Довелось как-то презентовать фильм, снятый по моему сценарию в одной из столичных школ. Это была короткометражка об 11-летней Люсе, которая вместе со своей семьей погибла в Тростенце. На просмотр пригласили семиклас­сников. Перед началом дети шумели и веселились, как это обычно бывает, даже воспринимали мероприятие как очередную обязаловку. Однако всего через пару минут в актовом зале наступила мертвая тишина. Даже самые отвязные ребята во время просмотра сидели затаив дыхание. Почему? Потому что на экране увидели свою ровесницу, такую же обычную девчонку. Для привлечения внимания школьников к истории Великой Оте­чественной войны нужны не только двухчасовые ленты со спецэффектами, где главный герой непременно совершает подвиг и впереди его ждет салют. Нельзя обобщать или упрощать народную память о событиях, которые разворачивались на нашей земле, лишь до Победы. Мы должны помнить, в какую цену она нам обошлась. 

Равнодушных нет, есть незнающие

Спустя полвека после открытия мемориальный комплекс «Хатынь» не нуждается ни в улучшении, ни в каких-либо изменениях. Важно сохранить то, что было создано в 1969 году. Другое дело — работа вне территории историко-культурной ценности. Коллектив стремится развивать горизонтальные связи с учебными заведениями. Никаких финансовых обязательств — только взаимное желание сделать образовательный процесс школьников и студентов познавательным и полезным. Причем движение двустороннее — не только дети едут в Хатынь, но и сотрудники мемориала посещают ребят с лекциями и тематическими занятиями. 

— После одной из таких встреч ученики 75-й гимназии Минска взялись за создание макета Хатыни. Примечательно — по собственному желанию без подсказки взрослых, — рассказывает Артур Гарриевич. — До нашего общения ребята слышали о трагедии в общих чертах — по сухим абзацам из учебника. Когда же представилась возможность узнать больше не только о трагических событиях, но и о том, как там жили люди до войны, они, можно сказать, погрузились в историю с головой. Увидели не 149 абстрактных человек, а реальных людей — таких же белорусов, какими являются сами.

Уверен директор комплекса и в том, что нынешняя молодежь способна воспринимать последствия войны ровно так же, как к ним относились предшественники — с трепетом и самыми сильными чувствами. 

— Мы в младших классах читали рассказы Сергея Алексеева о войне. Простенькие по форме, но очень важные по содержанию — о защите Родины, о подвиге во имя других, о жизни и смерти, — вспоминает о своих школьных годах Артур Гарриевич. — Теперь дети живут иначе: огромные информационные потоки идут со всех сторон с утра до вечера. Зачастую из-за перегруженности упускаются важные, базовые понятия. Поэтому посещение таких мест, как Хатынь, приобретает для нынешних поколений еще больший смысл. Здесь они могут сразу погрузиться в историю, прочувствовать трагедию на эмоциональном уровне. 

Сегодня больше 60 % посетителей мемориального комплекса — иностранцы (в основном из СНГ). 

— Помню, как однажды пара белорусов привезла на экскурсию друзей из России, а сами они остались ждать на стоянке. Как мы их ни уговаривали пойти с нами, они все отмахивались: мол, нечего смотреть и так все знаем. Подобное отношение к собственной истории ни к чему хорошему не приведет, — считает Артур Зельский. — Радует, что это единичные случаи. И в последние годы заметна другая тенденция: к нам стали чаще приезжать семьями. Во время таких экскурсий я нередко обращаю внимание на впечатления молодых мам. То, как они вчитываются в имена погибших жителей Хатыни, как меняются их лица, когда они видят возраст исчезнувших в огне малышей: 5 лет, 3 года, меньше года. В такие моменты взрослые начинают ближе прижимать к себе детей, крепче держать их за руку.

Касается каждого

Хатынь стала именем нарицательным и вошла в мировую историю как символ геноцида белорусского народа. Говоря о ее трагедии, мы всегда подразумеваем тысячи других населенных пунктов, которые были уничтожены во время оккупации. Вместе с тем память о каждой уничтоженной деревушке до сих пор хранят во всех регионах Беларуси. 

Ирина Грушевская, учитель гимназии г. Лунинца, на протяжении последних 7—8 лет вместе со своими учениками идет «Маршем жизни» в деревню Мелесница: 

— Она была сожжена в октябре 1943-го оккупантами и их пособниками, но после войны смогла восстановиться. Сегодня там всего пара жилых домов, зато местные всегда радушно принимают молодежь — выходят навстречу и угощают фруктами со своих огородов. Теплое общение касается страшного прошлого деревни. Особенно трогательна беседа юных гимназистов с самой старой жительницей Мелесницы — она родилась буквально через месяц после трагедии, ее мама чудом спаслась. 

По весне старшеклассники посещают другую сестру Хатыни — деревню Луги. Население тут еще меньше, чем в Мелеснице, давно нет школы, магазина, почты. Но старожилы всегда ждут нашу молодежь в гости, чтобы в годовщину сожжения деревни вместе вспомнить ни в чем не повинных мирных жителей, погибших в огне. Особенно запомнился ребятам год, когда свидетель тех далеких событий поделился своими воспоминаниями и мыслями. 

Из каждого такого похода, из каждой поездки гимназисты возвращаются под особым впечатлением — задумчивые и притихшие. 

СКАЗАНО

Марина Васько, депутат Палаты представителей Национального собрания:

— По моему глубокому убеждению, посещение мест и мемориалов боевой славы является одной из самых эффективных форм патриотического воспитания детей и молодежи. Возможно, экскурсионные поездки по патриотическим маршрутам следует сделать обязательным элементом школьной программы, так как они позволяют учащимся глубже изучить героическую историю своей страны. Уверена, что тот, кто хотя бы раз побывал в Тростенце, Хатыни или Брестской крепости-герое, никогда не допустит переосмысления темы коллаборационизма, обеления символики пособников фашистов.

Я вспоминаю свои эмоции, когда впервые, будучи ребенком, в начале 80-х вместе с родителями в составе экскурсионной группы посетила Хатынь и Курган Славы. Эта поездка была настоящим потрясением для меня. И сейчас в моей памяти всплывает эмоциональный голос экскурсовода, которая проникновенно рассказывала о трагедии испепеленной деревни, звон колоколов Хатыни, красные гвоздики на плитах мемориала и слезы на глазах его посетителей. Спустя годы я, уже учитель, привезла в Хатынь своих учащихся. И опять те же необыкновенно сильные эмоции у детей.

С особым чувством я, брестчанка, всегда посещаю Брестскую крепость. Эти чувства не ослабевают с годами, здесь каждый камень — немой свидетель подвига защитников цитадели. Это место — особая школа исторической памяти и мужества для ребят.

Полезным для детей будет и посещение Молодежного патриотического центра, который с 2018 года функционирует на территории Кобринского укрепления Брестской крепости. На базе центра работают четыре объединения по интересам патриотической направленности, организовываются учебно-тренировочные сборы, летние лагеря, в том числе и международные, с участием российских школьников. Здесь расположено 46 мест для проживания с интерьером военных лет, столовая, классы, где дети занимаются военно-прикладными видами спорта, допризывной подготовкой. 

Кстати, в этом году на базе Брестской крепости под эгидой Министерства обороны планируется создать Республиканский центр патриотического воспитания молодежи.

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter