Всех обогреть и приютить

Беларусь готова к жирным точкам на карте логистических услуг

Беларусь пока не отмечена на мировой карте логистических услуг, но готова нарисовать там много жирных точек

Только за январь—апрель нынешнего года экспорт транспортных услуг в Беларуси достиг почти 1,1 млрд. долларов (+19 % к уровню аналогичного периода 2010-го). Ускоренными темпами идет строительство современных транспортно-логистических центров. Тем не менее в рейтинге по логистике Всемирного банка, где «прописались» уже 155 стран, Беларуси пока нет. Причина — недостаточная информированность. Выяснилось, что экспертам ВБ просто не была предоставлена необходимая информация. В ближайшее время ситуацию планируется исправить. Предстоит решить и другие важные вопросы, что поможет вывести сектор транспортно-экспедиционных услуг на достойный уровень конкуренции.

«Но пока мы только в начале этого пути», — поясняет председатель Ассоциации «БАМЭ», генеральный директор ОАО «Белмагистральавтотранс» Николай Горбель. По его оценке, в стране действует около 10—12 транспортно-логистических центров, удовлетворяющих современным требованиям. Получается, что отдельные элементы вроде бы есть, но цельной системы пока не создано. Специалисты ратуют за то, чтобы такие объекты оказывали клиентам полный комплекс услуг: помимо доставки, это хранение грузов, их растаможка, упаковка, декларирование… Все эти составляющие прописаны в стандартах транспортно-экспедиционной деятельности, принятых в Беларуси в прошлом году. Кроме того, надо бы на базе центров организовать пункты питания для водителей, филиалы банков, другие полезные для перевозчиков сервисы. Очень мало в стране складских помещений, которые позволяли бы хранить грузы при определенном температурном режиме, сетуют специалисты.

Тем не менее Программа развития логистической системы Беларуси, рассчитанная до 2015 года, реализуется, и неплохими темпами. Так, на недавнем совместном заседании коллегии Минторга и Минтранса ее участники, среди которых были также представители ассоциаций «БАМЭ» и «БАМАП» и транспортно-логистических предприятий, констатировали, что ситуация находится под постоянным контролем. Обобщенная информация о реализации программы ежеквартально поступает в правительство. Чтобы ускорить темпы, 9 июня 2011 года заместитель премьер-министра Анатолий Калинин утвердил План мероприятий по участию и повышению позиции Беларуси в рейтинге по индексу логистики. Речь идет о повышении эффективности процесса таможенной очистки, качества торговой и транспортной инфраструктуры, логистических услуг, своевременной доставке грузов в пункт назначения, упрощении возможностей ведения бизнеса.

В настоящее время в стране реализуется 23 инвестиционных проекта по строительству логистических центров. В рамках государственной программы привлечено 220 млрд. рублей вложений (до 2015 года планируется освоить 3 трлн. рублей). Кстати, этим документом развитие логистической сферы не ограничивается: «в разработке» находится еще 17 центров по всей Беларуси, которые пока не включены в программу. Текущая экономическая ситуация вносит некоторые коррективы, но процесс идет. «Нам пришлось отложить срок ввода в действие нового торгово-логистического центра на два месяца, примерно на начало сентября, — рассказал директор ООО «Белинтертранс» Вячеслав Довнар. — Но хотел бы отдать должное нашим иностранным партнерам, которые включили подстраховочные механизмы и продолжают финансировать строительство». Эксперты уверяют: на примере этого проекта можно увидеть механизм государственно-частного партнерства в действии. Исполнительные власти Минской области, как утверждают сами инвесторы, оказывают им полное содействие в реализации проекта. «Мы, как частный бизнес, чувствуем эту поддержку, нас не бросили один на один с проблемами», — сказал Вячеслав Довнар.

По словам экспертов, перспективы развития отрасли в Беларуси очень хорошие, особенно с учетом функционирования Таможенного союза. Чем может государство помочь бизнесу? В первую очередь речь идет о совершенствовании законодательной базы. Так, совсем недавно ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о выносе транспортного контроля на внешние границы Союзного государства, что уберет часть барьеров на пути перевозчиков. Внесены изменения в закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Одна из серьезных тем — принятие Указа Президента по совершенствованию налогообложения при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории Беларуси с целью последующей отправки в страны ТС. «Все наши партнеры постоянно спрашивают, когда мы сможем полноценно растаможивать грузы, чтобы беспрепятственно доставлять их на российский рынок, — поясняет Вячеслав Довнар. — Интерес к этому вопросу очень большой — чтобы именно от нас товары, выпущенные в свободное обращение, шли и в восточном направлении, и в Европу».

Специалисты не исключают, что Беларусь, действительно, сможет стать распределительным или перевалочным пунктом в центре континента. Только по программе развития логистики запланировано создать более полусотни современных транспортно-логистических центров. Появятся и десятки других объектов. Кроме того, не приходится забывать и о базах Минторга, которые охватывают своей сетью всю страну и выполняют функции хранения и доставки продукции. Сегодня в ведомстве идет анализ возможностей их технологической модернизации.

Кстати, с 1 января 2012 года на базе Ассоциации «БАМЭ» планируется создать реестр компаний, которые оказывают транспортно-экспедиционные услуги. В связи с тем, что лицензирование деятельности таких предприятий с начала нынешнего года упразднено, грузовладельцы порой сталкиваются с проблемой найти профессионального и надежного экспедитора. «Речь не идет о какой-то «принудиловке», — утверждает Николай Горбель. Дело в том, что ассоциация собирает статистическую отчетность о субъектах транспортно-логистической деятельности и представляет сводные данные в Белстат. Организации, представляющие такую отчетность, со следующего года будут вноситься в реестр: это и логистические компании, и индивидуальные предприниматели, а также иностранные фирмы и представительства. Это предложение сейчас обсуждается со специалистами Минтранса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter