Капа от храпа, уникальный коленный сустав и УЗИ-аппарат для повышения проходимости сосудов — какие прорывные разработки хотят поставить на поток наши ученые

Всех излечит, исцелит

Совсем недавно заговорили о создании в стране отдельной отрасли промышленности, которая будет производить медицинское оборудование по патентам наших ученых. Сможем ли мы сами обеспечить себя медицинским оборудованием — от стентов до коленных суставов? Об этом мы спросили у генерального директора технопарка БНТУ «Политехник» Юрия Алексеева.

Новации для жизни

Юрий АЛЕКСЕЕВ
— Юрий Геннадьевич, с развалом Союза у нас в стране образовался дефицит производителей медицинского оборудования. Мы, конечно, прибавили за эти десятилетия, но не удается отделаться от ощущения, что мы до сих пор пользуемся наработками тех времен...

— Дефицит был не таким резким, поскольку еще некоторое время после этого предприятия взаимодействовали. Не было границ и каких-то препон этому. Все это появилось позднее. Мы начали работу лет 20 назад. С изделий, в которых остро нуждались наши травматологи и ортопеды. Аппарат Илизарова, спицы, стержни, пластины… До развала СССР это делали в чеченском Гудермесе. Потом связи были потеряны. За дело взялся наш оршанский завод, но затем и это производство закрылось — хорошие специалисты разъехались. А произвести банальную спицу, которую применяют для сращивания костей, не так-то просто — слишком много требований. Требуются особый некоррозийный негнущийся сплав, специальная заточка. 

Сегодня в стране предприятий, выпускающих те же продукты для травматологов и ортопедов, немало. Другое дело, что все они узкоспециализированные. 

— Как вы определяете актуальные для работы направления?

— Инженер всего лишь инженер, он знаком с медициной в меру своих потребностей. Поэтому все наши работы создаются в теснейшем взаимодействии с медиками-практиками. Скопировать один в один зарубежную новинку? Зачем? Мы идем, опираясь на свои знания и опыт, в том числе и зарубежный. Мало того, хотелось бы создавать не то, что уже есть, а что-то новое. Такими «застрельщиками» становятся врачи-инноваторы, которые говорят нам: есть импортные изделия, они хорошие, но если прибавить или убавить какую-то функцию, будет удобнее работать. 

— Пластины, стержни, суставы пальца, аппараты внешней фиксации — это все, что производилось за рубежом и для чего вы сделали местные аналоги. Вообще, ортопедическое направление в технопарке у вас представлено широко?

— Мы с него начинали. Это то, что близко нам, инженерам. Сегодня мыслить стараемся шире, хотя и это направление продолжаем. Например, создали коленный сустав. На первый взгляд, казалось бы, что тут особенного? А ведь этому предшествовали очень сложные расчеты, подбор материала. В итоге срок годности сустава равен 15—20 годам, а это немало. Причем изделия отличаются по размерам, поскольку рассчитаны на разные возрасты — и на детей тоже. Кстати, популярны наши имплантаты и в ветеринарном направлении — многие сегодня активно лечат травмы домашних питомцев. 

Ленточно-ткацкий жаккардовый станок, на котором инженер-технолог Елена ПРОНЬКО ткет эндопротезы сосудов

В помощь кардиологам

— Мы привыкли к тому, что в поликлиниках оборудование УЗИ, как правило, импортное. Есть у вас подобные разработки? 

— Есть. Причем они уникальные. Например, один из таких ультразвуковых аппаратов способен восстановить проходимость сосудов. Особенно это важно для комплексного лечения пациентов с сахарным диабетом. Аналогов такому оборудованию в мире нет. Другой ультразвуковой аппарат — Dent-35 — помогает врачам-дантистам еще качественнее пломбировать корневые, в том числе и мелкие латеральные, каналы зубов. Сейчас эта разработка находится на стадии внедрения. Как и оборудование для комплексного лечения кожных онкологических заболеваний. Суть его в том, что при лучевой терапии и одновременном воздействии ультразвуком доза облучения снижается на 25 процентов, концентрируя свое воздействие на пораженные ткани. 

— Насколько сложно внедрять новинки в производство?

— Сложно. Потому что к новинке должен быть в первую очередь готов сам доктор. Он должен перестроиться. У клиники должны быть соответствующие средства на приобретение техники. Нужно проводить тренинги, организовывать курсы. Некоторым проще обойтись без этого, работать по старинке. 

Стент клапана сердца

— Оборудование очень дорогое?

— Если сравнивать с импортным, конечно же, наше оказывается дешевле в разы. Например, аппарат стоматологический Dent-35 стоит немногим более тысячи долларов. 

— Работаете над новинками, которые могут быть популярны у широких масс населения?

— Конечно. Например, по инициативе врача-стоматолога мы спроектировали и изготовили металлические элементы для капы от храпа. Думаю, те, кто страдает от этого недуга, ее оценят. Суть в том, что капа во время сна позволяет расширить дыхательные пути более чем в 2,5 раза. Кстати, с ее помощью во сне работает и исправление дефектов прикуса. 

— Насколько я знаю, у вас широкая линейка оборудования в помощь кардиологам. 

— У нас сложилось хорошее сотрудничество с РНПЦ «Кардиология», поэтому в числе наших новаций широко представлено это направление. Например, мы ткем эндопротезы аорты. Это почти ювелирная работа, почти как слуцкие пояса делать. Они не содержат швов, имеют специальную пропитку. Создаем стентграфы — это не протезы, а, так сказать, строительный материал для устранения дефектов аорты. У нас разработана ловушка для тромбов, которая обычно используется при дорогостоящих хирургических операциях. Мы разработали клапан, который корректирует пороки сердца, и многое другое.

И экспорт, и импортозамещение

— Сколько специалистов у вас задействовано на медицинском направлении?

— В технопарке работают около ста человек. Над разработкой же самих изделий, формированием технологических линий работают около 15. Это технологи, конструкторы, те, кто регистрирует, сертифицирует изделия, проводит их испытания. Столько же специалистов-врачей вовлечено в выполнение проектов и со стороны медицинских организаций. Немаловажные люди в нашей команде — это менеджеры, которые изучают рынок с тем, чтобы понять, как наши новинки будут продаваться. 

Заготовка для окклюдера

— Насколько сложно продвигать ноу-хау в медицине?

— Сложность медицинского направления в том, что оно времязатратное. На испытания, например, если они проводятся еще и на животных, нужно дополнительное время. Поэтому многие проекты реализуются от трех до пяти лет. Это первое. Второе — очень много сложностей при прохождении утверждения той или иной темы, которой мы планируем заниматься. Очень много условностей. Законодательство часто меняется. У нас есть проект, который длится с 2014 года. Так вот, 50 процентов времени у нас не было финансирования. Из-за этого были задержки с закупкой оборудования, отработкой технологий и так далее. 

Филиал БНТУ Опытный завод «Политехник». Инженер-механик Евгений РЕБЕНОК работает на станке, где производят ортопедические изделия

— Юрий Геннадьевич, насколько стране нужна отрасль по производству уникального медоборудования?

— Может быть, нет большой необходимости организовывать в стране отрасль переработки золота — в наших недрах его нет. А вот хорошие головы у наших людей есть. Считаю, здоровье человека — важное социально значимое направление, куда стоит приложить наши усилия. Кроме того, такое оборудование имеет высокую добавленную стоимость, а это актуально для экономики страны. Потому что каждая новинка — либо статья экспорта, либо импортозамещение. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter