Как встречают 23 февраля в семье потомственных военных Проценко

Всегда в форме

День защитников Отечества — праздник в первую очередь Вооруженных Сил и всех тех, кто отдал свой гражданский долг и отслужил в армии. Но у некоторых семей есть полное право отметить торжество даже несколько раз — в них офицерские традиции и патриотизм передаются из поколения в поколение и продолжаются воинские династии. Связь порой столь крепка, что не только военная карьера выглядит предопределенной, но даже род войск! Подполковник Юрий Щегельский отдал службе 25 лет. Большую часть — 38–й гвардейской десантно–штурмовой бригаде. Сегодня он — офицер запаса, а мундир надевает с полным правом. Вот и на встречу со мной пришел в форме вместе со всей семьей — сыном Вадимом и супругой Еленой, которые до сих пор в десантном строю.

Юрий — офицер в третьем поколении. Его дед Андрей Щикольцев воевал на фронтах Великой Отечественной. В Красную Армию пошел под влиянием романтики ОСОВИАХИМа. Окончил военное училище и младшим лейтенантом встретил Великую Отечественную на Гродненщине. А закончил под Берлином, где был ранен. Его награды — гордость семьи. Три ордена Красного Знамени, четыре ордена Отечественной войны, медали «За отвагу». После победы офицер продолжил службу в Советской Армии в различных частях, в том числе и в Бресте.

Семья Щегельских

— Символично. Во время службы я оказался в той же казарме, где когда–то был и мой дедушка, — гордится общей строкой биографии Юрий.

По стопам фронтовика пошел и его сын Владимир, отец Юрия. Так что Юра — будущий десантник — с детства рос в армейском укладе жизни: военные городки, полигоны... Выбор профессии был очевиден. С конца 80–х — военное училище, служба на территории Украины и с 1997 года — Брест, где были первый прыжок, тяжелейшие испытания на почетный знак «Черный орел» и отличная служба, благодаря которой в течение 6 лет подразделение под командованием Юрия получало вымпел лучшего в Вооруженных Силах Беларуси.

Воля, боевой задор и спецназовская романтика повлияли на супругу Юрия. Елена переквалифицировалась в десантники из... кондитеров. Сегодня она — помощник начальника мобилизационного отделения штаба. Гвардии прапорщик вспоминает дни, когда решилась надеть погоны:

— Мы получили квартиру в доме, где жили семьи военнослужащих. Жены в том числе. У них были общие темы, а я даже не всегда понимала, о чем они говорят. Пошла вслед за мужем. У нас в доме царит настоящее боевое братство. Все делаем сообща. Вместе готовим, убираем, отдыхаем.

Сегодня у Елены за плечами 37 прыжков, полевые выходы, отличные знания по части боевой подготовки и вера в то, что эти навыки никогда не придется применять в бою.

Вадим в отличие от отца в военный вуз поступать не стал. Прошел в 38–й бригаде срочную службу, поступил на контракт, а недавно получил звание прапорщика. К слову, парень никогда особо не кичился тем, что здесь служит его отец. Многие сослуживцы об этом даже не знали. Молодой человек сам строил свою карьеру. И продолжает уверенно идти к заветной цели: надеть офицерские погоны. Экзамены в университет сданы успешно.

В этом году 24–летний правнук фронтовика женится. И если у пары родятся парни, думаю, вариантов у них не будет. Только — в строй.

Александр МИТЮКОВ.

alexbresta@gmail.com

Фото автора.



Курсант Военной академии Антон Проценко с детства знал, что свяжет жизнь не просто с армией — обязательно с танковыми войсками. Как иначе, когда и дед, и прадед были танкистами, уверен Антон. И сегодня дедушка Александр Владимирович, так много рассказывавший об армии и танках совсем маленькому внуку, уже со всей строгостью учит первокурсника военной науке в той же академии.

Сомневался ли Антон в выборе жизненной дороги? Говорит, ни разу:

— Честно, никогда не раздумывал, четко знал, что стану военным — офицером. Мне дедушка с самого детства много рассказывал и о воинском долге, и о кодексе чести офицера, очень увлекательно — о технике вообще, о вооружении, о танках. Так что решение выбрать именно танковые войска созрело быстро, тем более что и прадед, Владимир Александрович, был танкистом. В 16 лет он попал на фронт, а закончил Великую Отечественную войну в звании майора. Я написал о нем статью в книгу памяти «Бессмертный полк». Горд, что в моем роду такие славные предки и что наша воинская династия продолжается.

Антон Проценко
ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО

Дедушка учил Антона сызмальства разбираться в машинах. Что и стало для него ступенькой к познанию бронированных и тяжеловооруженных танков. Вообще, со сложной техникой в семье Проценко все в ладах. Старший брат Антона хоть и не стал военным, но выучился на диспетчера и вскоре будет управлять воздушными магистралями. Сам младший Проценко родился в Минске, но много лет прожил с семьей далеко за границей, в Ливии, и только в 9–м классе вернулся на родину. Уже тогда тяга к воинской дисциплине и строгой форме была так сильна, что обычные школы для учебы он не рассматривал — лишь проучился несколько месяцев в одной, ведь приехал в самый разгар учебного года. Поначалу выбрал суворовское училище, но набирают туда с 6–го класса, поэтому Антон остановился на Минском городском кадетском училище № 2. Однако мечте своей не изменил.

Женская армия

Читайте также

— В этом кадетском училище ориентируют на выбор профессии пограничника. Не спорю, охранять государственные рубежи — это ответственная и очень важная работа, но все–таки мое призвание другое. Многие ребята, с кем я общался в училище, выбрали именно Институт пограничной службы, хотя некоторых я встретил и в стенах Военной академии.

Уже больше полугода курсант Антон Проценко учится по специальности «Управление танковыми подразделениями» на общевойсковом факультете Военной академии. Первый семестр, кстати, окончил отличником. За плечами и первые танковые стрельбы. На полигоне довелось попробовать себя в роли командира машины и в качестве наводчика–стрелка, но в обоих ипостасях, уже хорошо усвоил Антон, важно помогать товарищам. Слаженность экипажа, уверен он, — вообще главная характеристика для успешного применения танка. На время же учебы важны слаженность всего взвода будущих танкистов (а он один из самых больших за всю историю академии, сразу 24 курсанта), готовность поддержать друг друга и прийти на выручку. Этому всегда учил его и дедушка, полковник запаса, говорит Антон:

— Когда я просил что–нибудь вспомнить из службы, он говорил, что настоящий офицер должен быть горой за личный состав, помогать каждому солдату. Точно так же и мы, курсанты, сейчас стараемся помогать один одному: объяснить, например, тему по сложному предмету, если кому–то он чуть лучше дается. Это правильно, это настоящая армейская взаимовыручка. Мой дедушка — преподаватель кафедры тактики, занятия по ней есть уже и у нас, но никогда такого не было, чтобы ко мне он относился предвзято или прощал пробелы в знаниях. Наоборот, спрашивает больше других — я не расстраиваюсь, значит, очень хорошо предмет изучу. Знаю, он и к другим преподавателям подходил, чтобы были ко мне построже, чтобы никто не думал, что я здесь на особом положении. Нас в семье всегда учили, что по жизни нужно быть честным и справедливым.

Через 4 года Антон наденет офицерскую форму и отправится на первое место службы, но уже это 23 февраля встретит как профессиональный праздник:

— Я ведь принял присягу. В нашей семье 23 февраля всегда было особенным днем, мы его обязательно отмечали и старались выбраться куда–нибудь: побывали на многих мемориальных комплексах, скажем, в Брестской крепости. Помню, всегда рисовал дедушке открытку к этому дню, а он мне желал стать достойным защитником Отечества. Сейчас мы уже на равных поздравим друг друга.

Антон КОСТЮКЕВИЧ.

akostyukevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter