У милиции есть действенные методы оградить жертву от семейного агрессора

Всегда на линии внимания

Помочь людям образумиться, защитить слабого — одна из задач участкового инспектора Федора Русовича 

День образования подразделений участковых инспекторов милиции органов внутренних дел отмечался вчера. Участковый — это и психолог, и защитник, и арбитр в семейных ссорах. Не секрет, что именно скандалы дома чаще всего приводят к тяжелым последствиям. Жертвами насилия нередко становятся женщины. Мы решили на примере реальных историй узнать, как помогают справляться и выходить из трудной жизненной ситуации милиционеры. Нашими экспертами выступили старший участковый инспектор милиции Пуховичского РОВД Федор РУСОВИЧ и ветеран органов внутренних дел из Марьиной Горки, проработавший в должности сельского участкового почти четверть века, Владимир МАЙКО.

На участке Федора Геннадьевича в Новопольском сельсовете — 35 деревень и поселок Правдинский. За семь лет работы уроженцу Барановичей довелось повидать всякое. Одна из жертв семейного насилия, которой он помогал, — Анна (имя изменено по просьбе героини), работница сельского хозяйства. Во время нашего разговора она нередко начинает плакать.

Старший участковый инспектор милиции Федор Русович всегда готов помочь сельчанам.

Пьяный муж начал ее поколачивать. После избиений попадала в больницу, стала инвалидом. Но при этом говорила знакомым, что сама ударилась или «так получилось».

— Жалела, терпела, выгораживала. И боялась, — продолжает она исповедь. — Моя мама, понятно, зятя не любила. Она инвалид, а он ее, бывало, сбрасывал с кровати… Я очень сильно боялась, впадала в ступор, когда он появлялся. Как-то прихожу с работы, а муж пьяный и встречает меня с топором. Упрекал, что общаюсь с подругами и друзьями. Например, остановилась на улице с кем-то поговорить, он увидел и начинает скандалить. Тогда работал животноводом, в кармане носил шнур. Однажды достал его и стал меня душить, вырывать волосы. Все это на глазах у детей. Благо соседи помогали, дети выбегали и звали их, те вызывали милицию.

Это произошло примерно три года назад. В семье подрастали уже трое малышей.

— Мои братья также пытались с ним поговорить, — продолжает горький рассказ Анна. — Меня он шантажировал детьми. Мол, давай, разводись, ты без меня не сможешь. А я просто в один прекрасный момент действительно поехала и развелась, без него. Сын пытался меня защитить, однажды, когда бывший муж на меня накинулся, схватил его в охапку, оттащил. Не выдержала, когда он ударил ребенка. Оправдывался, что нечаянно, мол, просто веником замахнулся.

У девочки был выбит зуб. Для матери это стало последней каплей. С помощью участкового Федора Русовича оформили документы, дебошира на год определили в ЛТП. После он присмирел, а потом уехал в другую область.


Старший участковый инспектор майор милиции Федор Русович поясняет:

— Многие женщины не понимают, что все зависит от них: когда им звонят из суда, говорят, что простили, посидел немного после скандала в милиции — и хватит. Скрывают свою боль, боятся мести и остаться в одиночестве. Ведь муж-кормилец, а вдруг его заберут. Или вернется из камеры и будет еще злее.

Но есть много законных методов воздействия на дебошира. Прежде всего защитное предписание. Если несколько раз привлечен к ответственности, то агрессора ставят на профилактический учет. Если правонарушение по отношению к члену семьи совершает повторно, такого сына или мужа можно выселить на срок до 30 суток. В это время он не имеет права ни звонить, ни встречаться где-либо с жертвой.

— Мы проверяем, выполняется ли защитное предписание, — продолжает участковый инспектор. — Если нет — это административное правонарушение. Три раза в течение года проводится заседание комиссии, где рассматривается вопрос о направлении в ЛТП. Это самый действенный метод. По возвращении оттуда семейные агрессоры обычно становятся смирными. Участковый как минимум раз в месяц посещает тех, кто на проф­учете.

Едем в другую деревню. Здесь мать не может сладить со взрослым сыном. Живут вдвоем: отец давно умер (были и проблемы с алкоголем), взрослая дочь уехала в город.

— Полгода работал животноводом, а сейчас пьянствует, — делится бедой сельчанка. — Говорю: «Иди на работу!», а он в ответ: «Меня никто не возьмет». Тянет из дома все, что плохо лежит. Продавал зерно, картошку. Комбикорм занес и обменял на самогонку у соседей. В этом году бульбу даже не сажала, потому что все сбывает. Несколько раз и руку на меня поднимал, тогда вызывала милицию. Требовал деньги, хватал за грудки. Когда сильно пьяный, с вечера ничего не говорю, не лезу на рожон. У меня уже здоровья нет, плачу. В свое время и муж поднимал на меня руку. Хочется покоя, пожить для внуков.

Со старшим участковым женщина обсуждает, что предпринять, чтобы направить сына в ЛТП. Ведь у нее — работа, а тот только ходит по деревне и ищет, где выпить.

Майор милиции Федор Русович не раз приезжал на вызовы к семейным скандалистам на своем участке:

— Вызываю скорую помощь, чтобы снять побои, а в перспективе это доказательства для уголовного дела. Из деревни трудно добраться до города, стараемся в этом помочь либо вызвать врачей. По медицинским документам проводится экспертиза. Если мы видим, что жертва боится жаловаться, оформление проходит через прокуратуру. Для этого заявление потерпевшей не нужно. Если человек много раз судим и представляет угрозу, можно привлечь к ответственности и без него. Инициируем ходатайство, чтобы прокурор возбудил административный или уголовный процесс.

Ветеран органов внутренних дел Владимир Майко.

Свое мнение о проблеме высказал и ветеран органов внутренних дел из Марьиной Горки Владимир Майко. За четверть века службы участковый примирил немало пар. У него самого крепкая семья: с супругой вырастили троих детей. Он верит в Бога, говорит, секрет крепкого брака — в терпении и смирении. А еще важно участие общества. Так в свое время наставлять на путь истинный семейных дебоширов участковому инспектору помогали и председатели сельсоветов, и члены женсовета, депутаты, руководители хозяйств. Иногда люди менялись кардинально. В пример он привел семью, которая перебралась в Пуховичский район из столицы. Сначала супруги пили и «воевали» друг с другом, а позже полностью поменяли образ жизни и стали хорошими приемными родителями. Помочь людям образумиться, защитить слабых — в этом одна из задач каждого сельского Анискина. Главное — вовремя обращаться за помощью.

КОМПЕТЕНТНО

Андрей АМБРАЖЕЙ, заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД Минской области:

— Участковые инспекторы милиции регулярно проводят комплексные мероприятия для профилактики преступлений на бытовой почве. В каждом районе области открыты кризисные комнаты, куда жертва насилия может на время уйти от агрессора. Их адреса предоставляются только нуждающимся, их нет в открытом доступе. Активно используем защитные предписания для того, чтобы оградить потерпевших от преследования.

Над выпуском работали Алена ЯСКО (yasko@sb.by) и сотрудники управления информации и общественных связей МВД Виктор НОВИКОВ и Сергей ЕРМАЧЕНОК.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter