Всегда ли вольготно живется в «Вольготном»?

В АГРОБИЗНЕС люди приходят разными путями. Чаще всего фермерами становятся руководители и главные специалисты сельхозпредприятий, которые сами хотят решать, когда и что сеять, сколько доить молока и получать привесов. В надежде, что, хозяйствуя самостоятельно, они добьются результатов лучших, чем в общественном производстве, а значит, принесут больше пользы себе, семье и государству. В нашем же случае инженера по строительной технике Юрия КАРПИЛОВИЧА, не имеющего аграрного образования, в фермеры позвала, как признается он сам, земля малой родины.

Зачем фермер Юрий Карпилович из Минского района продал квартиру в столице, построил мост через Птичь и сам управляется с трактором, грузовиком и погрузчиком

В АГРОБИЗНЕС люди приходят разными путями. Чаще всего фермерами становятся руководители и главные специалисты сельхозпредприятий, которые сами хотят решать, когда и что сеять, сколько доить молока и получать привесов. В надежде, что, хозяйствуя самостоятельно, они добьются результатов лучших, чем в общественном производстве, а значит, принесут больше пользы себе, семье и государству. В нашем же случае инженера по строительной технике Юрия КАРПИЛОВИЧА, не имеющего аграрного образования, в фермеры позвала, как признается он сам, земля малой родины.

Методом проб и ошибок

Мой собеседник может часами рассказывать про свое фермерское хозяйство, делиться планами на будущее. О прошлом же говорит скупо: родом из пристоличной деревушки Канютичи, служил в морской пехоте, закончив вуз, занимал инженерные и руководящие должности на минских транспортных предприятиях. Как человек импульсивный и не равнодушный ко всему новому, Юрий Карпилович в 1997 году решил попробовать свои силы в бизнесе. Присмотрев на окраине деревни Подгай в родном Сеницком сельсовете заброшенный бригадный двор, выкупил все строения у местного колхоза и организовал производство лесопиломатериалов. Открыл также небольшой пункт по техническому обслуживанию грузовых автомобилей. Дела шли успешно, как в народе говорят, живи себе, не тужи, но через пару лет у Карпиловича проявился интерес к работе на земле. Приезжая из Минска в деревню на свое производство, он все чаще задумывался о создании личного фермерского хозяйства. Сказывались, видимо, крестьянские гены дедов и прадедов.

— Когда обратился к властям, чтобы взять землю в аренду, даже не думал, что встречу такое сильное бюрократическое сопротивление, — вспоминает Юрий Владимирович. — Говорили, мол, и агрономического образования у вас нет, и практического опыта не имеете. Нельзя вам доверять землю! Но я как бывший морской пехотинец не привык отступать. Обошел добрый десяток высоких кабинетов, и в августе 2000 года, получив, конечно же, не лучшие пахотные угодья, преобразовал свое частное предприятие в Подгае в фермерское хозяйство «Вольготное». Работники налоговой службы при регистрации в шутку спросили: вольготно жить собираетесь? Ответил вполне серьезно: хочу вольготно, без сторонних помех работать и свободно дышать на родной земле.

Самыми трудными для горожанина, окончательно вернувшегося в родные края, были первые три года фермерства, когда все постигалось методом проб и ошибок, и пришлось даже для покрытия расходов продать минскую квартиру.

Наиболее успешно тогда в районе работали фермерские хозяйства, занимающиеся овощами и картофелем. В этом направлении решил специализироваться и Юрий Карпилович. Но собираемый урожай не приносил желаемой прибыли. К тому времени все ниши реализации продукции по этим позициям давно и надежно заняли другие производители. Не было у фермера и стоящего картофелехранилища, клубни продавал задешево осенью.

Переломный момент к лучшему наступил в 2003 году, когда Городейский сахарный комбинат предложил земледельцам Минского района серьезно заняться возделыванием сладких клубней. Юрий Карпилович увлекся этим делом и не прогадал. Сегодня фермера хорошо знают на комбинате и считают надежным поставщиком качественного сырья. Ежегодно он реализует переработчикам тысячи тонн корнеплодов, получая 500—600 центнеров с гектара.

Многопрофильный вектор: плюсы и минусы

Делать ставку лишь на один какой-то вид деятельности в фермерском хозяйстве, считает Юрий Владимирович, нельзя. Наученный неудачами с овощами и картофелем, он для себя выбрал многопрофильный вектор развития. Сегодня «Вольготное» вполне можно назвать мини-колхозом. У фермера комплект техники и оборудования для возделывания сахарной свеклы, а также в целях поддержания севооборота — для зерновых и трав. Есть необходимые агрегаты для промышленного выращивания чеснока, которым он занимается в рамках республиканской программы импортозамещения. Причем большинство механизмов для всех культур Карпилович собрал собственноручно, выкупив списанные машины у сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Кроме растениеводства, проявил он себя и в животноводстве: содержит 150 овец. До недавнего времени имел и 100 свиней.

С последними из-за непродуманных действий властей приключилась незадача. Фермер был вынужден пустить больше половины поголовья под нож, после того как утвердили решение о запрете с 1 мая продажи мяса, произведенного в личных и фермерских подворьях, минуя скотобойню мясокомбината или потребкооперации.

— Хоть и называется мое хозяйство «Вольготным», но о нормальной спокойной работе можно только мечтать, — делится наболевшим Юрий Карпилович. — Занявшись свиноводством, решил поставлять потребителю высококачественный продукт, выращенный на экологически чистых кормах. По осени скупал мелкую картошку и морковь в окрестных хозяйствах. Смастерил агрегат, на котором их измельчал и, перемешав с мукой из зерна пшеницы, овса и гороха кормового, полученной на собственной мельнице, в сыром виде отдавал животным. Летом использовал крапиву, скошенную на неудобицах. Ее также скармливал вместе с мукой. В отличие от мясокомбината, где кабана лишают жизни током и ошпаривают, мы оборудовали свой небольшой цех убоя, чтобы сохранить дедовские традиции. Забивали животных ножом, дважды осмаливали, мыли, разделывали и пропускали через камеру охлаждения. Все санитарные нормы соблюдались.

В агрогородке Прилуки, где продавали продукцию, постоянные покупатели выстраивались в очередь. Причем наш товар был дешевле и качественнее реализуемого комбинатами и кооператорами. Там после применения электротока и ошпаривания мясо становится жестким и невкусным.

Теперь же нам вести хрюшек куда-то на убой, чтобы простоять в очереди целый день, заплатить 400 тысяч рублей и получить некачественный продукт, от которого будет отворачиваться покупатель, себе дороже. Вот и избавляемся от свиного поголовья.

На местах, по мнению Юрия Владимировича, пока господдержке фермерства уделяется мало внимания. Порой проще найти понимание в Минсельхозпроде и Минском облисполкоме, чем на уровне района. Хозяйство Карпиловича самое близкое к столице. Своим наемным работникам — трем механизаторам и одному животноводу — он платит больше, чем получают в соседних колхозах. Однако кадровый голод чувствуется постоянно. И, конечно, фермер считает, что он сам, а не по указке сверху, должен решать, как организовать производство: когда убирать, где складировать ту же сахарную свеклу, как и где реализовывать свою продукцию. А такие бюрократические палки в колеса ставятся нередко.

К слову сказать, в страдную пору сам хозяин управляется и с трактором, и с грузовиком, и с погрузчиком. А его жена Светлана Константиновна не только растит двух сыновей и дочь, но и ведет всю бухгалтерию.

На земле должен быть порядок

Рассказ о Юрии Карпиловиче будет не полным, если мы обойдем вниманием его твердую жизненную позицию. На протяжении ряда лет фермер является депутатом и членом исполкома Сеницкого сельского Совета, выбирался делегатом Всебелорусского народного собрания, трижды участвовал в республиканских «Дажынках». О том, что этот человек пользуется заслуженным авторитетом, свидетельствует и тот факт, что фермеры Минского района избрали его председателем своего союза.

— В нашем сельсовете Юрий Владимирович один из самых активных депутатов, — рассказывает глава Сеницкого сельисполкома Руслан Терлюкевич. — Многие считают, что фермеры озабочены личным благополучием и гребут только под себя. Карпилович не такой человек. Вернувшись в родные края, он первым делом начал наводить порядок на земле. Проложил дорогу к деревне Подгай, подсыпал улицу и построил мост через Птичь, который все в округе называют теперь Юркиным. С помощью имеющейся у него техники зимой расчищает сельские улицы и дороги, летом вместе с созданным при сельсовете мехотрядом занимается рекультивацией несанкционированных свалок, благоустройством территорий, помогает местному населению в доставке топлива и обработке приусадебных участков. Если сельхозпредприятия не всегда могут выкроить время для оказания услуг сельчанам, то Карпилович откликается на их просьбы постоянно. Оказывает также шефскую помощь школе и детскому саду.

Тепло отзывается о фермере и настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревни Прилуки отец Владимир. «Душой и сердцем Юрий Владимирович всегда с прихожанами, — отмечает священник. — Наша церковь построена в 1865 году и требует реставрации, так как в 30-х годах ее переоборудовали под клуб. Снесли восьмигранную шатровую колокольню и произвели дальнейшую перепланировку внешнего и внутреннего облика. Затем в храме размещалась местная больница. После развала СССР церковь вновь отдали верующим. Колокольню из-за нехватки средств еще не восстановили, но служба в храме проходит. Благодаря помощи Юрия Карпиловича и других добровольных помощников мы уже построили новую церковную ограду. Надеюсь, что восстановим и храм в первозданном виде.

Планы, полные надежд и устремлений

Несмотря на все сложности фермерского хозяйствования, Юрий Владимирович не теряет оптимизма. Считает, что инициатива и труд любые невзгоды перетрут. Есть у него задумка: создать у дороги Минск — Слуцк объект транспортного сервиса с гостиницей, пунктом общественного питания и СТО. Если на других трассах с подобными услугами имеются подвижки, то здесь непочатый край работы.

Планирует Карпилович также построить на высокой круче рядом с Птичью агротуристический комплекс, не хуже возведенного в знаменитых Дудутках. Места рядом с Подгаем живописные. К тому же в Прилуках с XIX века сохранился дворцово-парковый ансамбль, флигель, амбар и винокуренный завод графа Юрия Чапского, который имел прекрасное имение, занимался земледелием, разводил чистопородный скот. Чем не туристический объект для будущих отдыхающих? Предложит Юрий Карпилович гостям и собственные оригинальные находки. Прежде всего, это конные прогулки. Небольшой табун лошадей белорусской породы содержится на подворье уже давно, а вот маленькие пони появились пару лет назад. Фермер надеется, что мини-лошадки понравятся детворе.

Привлекут посетителей и дикие животные, которые будут находиться в лесных вольерах рядом с будущим комплексом. Уже сегодня у Карпиловича живут три настоящих волка и дикая свинья, подаренные знакомым егерем. В перспективе он планирует развести оленей и фазанов.

— Приезжайте ко мне годков через пять, и вы увидите, какой красивой каждый может сделать свою малую родину, а тех, кого заинтересовало мое хозяйство, приглашаю к сотрудничеству (т. 8-029-675-95-15), — говорит на прощание Юрий Владимирович, выслушав мои пожелания успеха.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter