На обсуждение вынесен этический кодекс педагога

Всегда быть примером

Неделю назад на коллегии Минобразования министр Игорь Карпенко анонсировал: разработан примерный свод этических правил педагогических работников. И вот проект уже вынесен на обсуждение. Оно продлится по 1 марта. Замечания и предложения можно направлять по электронному адресу mo329@minedu.unibel.by (с пометкой «Этические правила»). Обратная связь очень нужна, ведь дело общее. Только школьников в стране — более миллиона.


От любого этического кодекса не стоит ждать глобальных новаций: он лишь фиксирует непреложные истины, которые в доказательствах не нуждаются. Но раз их решили изложить черным по белому, значит, что-то упущено или выветрилось из памяти. Наверное, последние случаи в школах, считает Игорь Карпенко, говорят нам, что надо некоторым педагогам напомнить их функцию, которая связана не только с преподаванием того или иного предмета, но с и воспитанием и влиянием личности педагога на образовательный процесс в любом учреждении. Случаи действительно бывают резонансные: одну учительницу ученик довел до нервного срыва, другая переусердствовала в воспитательном процессе… Наверное, дело еще и в том, что наше время не только очень быстрое, но и очень нервное. В век глобальной цифровизации с перманентным стрессом сталкиваются и дети, и взрослые. Вот и результат: друг друга все меньше слышим и все хуже понимаем. В такой ситуации нести разумное, доброе, вечное трудно. Но надо. Во что бы то ни стало. Ведь мы растим личность, закладывая в нее тот фундамент, который будет определять всю дальнейшую жизнь. Поэтому педагогам, по большому счету, предлагают просто вспомнить то, что в глубине души они прекрасно знают. 

В основе правил восемь известных принципов педагогической этики, а сам документ состоит из четырех пунктов. Первый — это общие требования, необходимые в профессии. Среди них: спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, стремиться к бесконфликтному разрешению любых спорных вопросов… Второй раздел о тех, кто должен ловить на занятии каждое твое слово. Здесь, считают разработчики кодекса, не обойтись без уважения в широком смысле слова, в том числе к национальным и семейным традициям, объективности и справедливости, деликатности и тактичности в оценке успеваемости ученика. Педагог не имеет права размещать в интернете информацию, которая может навредить, быть тенденциозным, публично критиковать ребенка и его законных представителей. И уж конечно, неприемлемо никакое насилие, включая моральное. К самим законным представителям, проще говоря, семье, тот же подход: с одной стороны, открытость и доброжелательность, с другой — то, что ученик и его родные говорят друг о друге, должно оставаться в тайне. Ну и наконец, еще раз подчеркнуто: организационная, финансовая и иная поддержка, оказываемая учреждению образования законными представителями обучающихся, не может влиять на отношение к ним педагогов.

Любопытно, что предлагается и «внутренний», корпоративный алгоритм взаимо­отношений. Педагогам рекомендуется поддерживать статус профессии и внешним видом, и культурой общения. Нельзя унижать коллег в присутствии учеников и других лиц или обсуждать их недостатки. А еще — препятствовать равноправному выражению мнений, независимо от должности и квалификационной категории. В общем, когда вчитаешься в документ, приходишь к мысли: только и нужно, что быть хорошим человеком и отличным профессионалом. Впрочем, если бы это всегда было так просто, понадобился ли бы нам специальный этический кодекс?

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter