Всегда будут те, кто "за" и "против"...

...школа должна заканчиваться в традиционном стиле: устные и письменные школьные экзамены, а затем вступительные испытания с 2 или 3 экзаменами в тестовой форме

...школа должна заканчиваться в традиционном стиле: устные и письменные школьные экзамены, а затем вступительные испытания с 2 или 3 экзаменами в тестовой форме

«Задача, которую поставил перед нами глава государства, – сделать правила приема для всех высших и средних специальных учебных заведений разного профиля и форм собственности едиными и долговременными – решена», — отметил министр образования нашей страны Александр Радьков, комментируя недавно принятый документ. Тот факт, что новые правила поступления утверждены указом Президента, еще раз подтверждает их особую важность.

Путь к новой редакции правил не был коротким. «Мы долго шли к тому, чтобы определить число вступительных экзаменов, в какой форме они должны проходить, как должны быть «увязаны» с учебным процессом в школе, — говорит Александр Михайлович. — Правила приема с каждым годом шлифовались и совершенствовались — искали оптимальный вариант, который повысил бы в итоге качество образования на всех его ступенях».

Широко распространенные ранее устные экзамены со временем подверглись критике, поскольку не оценивали умение абитуриента быстро и логично оформить свою мысль на бумаге. Отметка же за такой ответ зачастую была лишена объективности. Письменный экзамен оценивался с меньшей долей субъективизма, но и здесь имелись недостатки… К тестовой же форме контроля знаний подходили издалека. Сначала проверить таким образом свои знания можно было по желанию, потом тестирование сделали массовым, затем обязательным. Постепенно мы привыкли к тестированию и поверили, что оно дает наиболее достоверную оценку знаний. Кроме того, специалисты пришли к мысли, что эти формы контроля можно комбинировать, они дополняют друг друга. Да и оценить, скажем, художественное дарование с помощью тестов просто нереально. «В процессе экспериментов мы следили за тем, чтобы главная задача образования выдерживалась, – отметил министр. — Это качество знаний».

Что касается отмены выдачи сертификатов на платном тестировании, этот вопрос изучался не менее скрупулезно. «Тестирование с выдачей сертификата в 4-й четверти вызывало напряжение в учительской среде, — признается Александр Радьков, — поскольку дети с головой уходили в подготовку к тестам и переставали посещать занятия. И именно преподаватели предложили в качестве четвертой отметки ввести средний балл аттестата. Проанализировав, мы пришли к пониманию того, что школа должна заканчиваться в традиционном стиле: устные и письменные школьные экзамены, а затем вступительные испытания с 2 или 3 экзаменами в тестовой форме. Это решение подсказала жизнь. Мы обсуждали этот вопрос достаточно широко, в том числе в студенческой, учительской и родительской среде. Новые правила прошли согласование с 33 министерствами и ведомствами… Вместе с тем, — добавляет он, — мы прекрасно понимаем: на чем бы мы ни остановились, всегда будут те, кто «за» и кто «против».

Но как проконтролировать, чтобы липовых медалей не прибавлялось и балл аттестата был реальным? Мы уже сталкивались с этой проблемой в советские времена. «Но сегодня это очень быстро обнаружится, когда ученик придет на тестирование, — заверяет председатель Комитета государственного контроля Анатолий Тозик. — А его система такова, что позволяет сделать глубокий и всесторонний анализ подготовки учащихся средней школы в разрезе каждой школы и даже каждого класса, каждого учителя. И там, где будет появляться дельта между реальными знаниями и знаниями, отраженными в аттестате, она не останется незамеченной, и органы образования будут принимать меры. Поэтому нет нужды контролировать каждого учителя и каждого директора школы».

Централизованное тестирование должно быть единым — таковы итоги нескольких лет. Главный аргумент, который приводят специалисты, — результаты платного и бюджетного тестирования часто совпадают. Так было и в прошлом году.

Начнется централизованное тестирование сразу же после школьных экзаменов — с 12 июня. И, по мнению Анатолия Афанасьевича, этот факт скорее положительный – знания не ослабнут. Каждый выпускник имеет право сдать

3 теста на бюджетной основе. Но в некоторых случаях достаточно и двух, если вуз принимает 3-й экзамен в какой-то другой форме. Если же учебное заведение в качестве третьего экзамена также выбрало тестирование, оно будет централизованным.

Что касается сложности тестовых заданий, как заверили в Республиканском институте контроля знаний, созданы они на базе школьных программ и за их рамки не выходят. А значит, знаний, полученных в школе, вполне достаточно для их успешного решения. Потренироваться же в заполнении тестов можно было во время репетиционного тестирования, которое проходило по всей стране. Пока учащиеся, по словам директора РИКЗ Николая Феськова, продемонстрировали уровень знаний ниже, чем, скажем, в прошлом году. Но возможность восполнить пробелы у них пока есть.

«С профессией надо определяться очень взвешенно, а не метаться из вуза в вуз» — такое мнение неоднократно высказывали представители Минобразования. Абитуриент должен задуматься над выбором будущего всерьез, посоветоваться с преподавателями, родителями. В первом потоке будет идти подача документов в вузы силовых ведомств, культуры и искусства. Затем – во все остальные, независимо от форм собственности. Кто не прошел по конкурсу или по какой-то причине не смог участвовать во вступительной кампании, будет копить силы и знания для следующей попытки, но уже в будущем году. Впрочем, строгие правила оставляют некоторые возможности для маневров. Скажем, если абитуриент не прошел по конкурсу на бюджет, он может поступить на платное отделение в этот вуз. А может вернуться на платное и в вузы 1-го потока или перейти из вуза в вуз на платной основе.

Что касается заочного обучения, его бюджетное отделение будет открыто лишь для работающих по профилю или окончивших среднее учебное заведение по этому направлению (кстати, у выпускников ссузов есть возможность получать высшее образование в сокращенные сроки). В остальных случаях обучение будет платным. Но тех, кто поступил ранее, эти изменения не касаются.

Сокращение сроков вступительной кампании связано с критикой прежней, тянущейся с февраля до конца августа. Согласно новым правилам зачисление абитуриентов, в том числе на заочное и вечернее отделения, завершится уже 9 августа. Однако, что касается тестирования, на непредвиденный случай предусмотрен один резервный день. Что это будет за день и какой экзамен можно будет сдать дополнительно, станет известно в ближайшее время. Также будет озвучено и расписание тестирования. Предварительно на 12 июня назначен экзамен по белорусскому языку, на 13-е – по русскому, на 15-е — история Беларуси и т.д. Список завершает география.

Помимо обеспечения равных условий для поступающих, еще один девиз нового документа — гуманность. Для ребят с проблемами психофизического развития, которых, по словам министра, знают практически в лицо (в прошлом году их было 42), согласно правилам будет создана специальная комиссия, конечно, под контролем Госкомиссии, чтобы они смогли держать экзамены и учиться дальше. После долгих споров оставлены льготы для сирот. Но это не касается особо престижных специальностей, таких как международные отношения, иностранные языки, правоведение, медико-фармацевтические направления и т.д. Преимущества при поступлении также у победителей республиканских и международных олимпиад.

Отдельно в правилах отражена возможность обучения граждан других государств. Это обусловлено имеющимися между странами соглашениями. Например, киргизы могут поступать в вузы Беларуси на тех же условиях, что и граждане страны. Белорусы имеют такие же права в Кыргызстане. Квоты предусмотрены для граждан Китая, Армении и т.д. Белорусы, проживающие за пределами нашей страны, могут поступать в наши вузы наравне с теми, у кого есть гражданство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter